Елена Перепечаева
Семинар-тренинг «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-тренинга на тему :
«Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста»
Цель:
- Создание для условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) об особенностях психического развития детей дошкольного возраста.
- Формирование у родителей (законных представителей) представления о психологической безопасности, как важнейшего условия полноценного психического развития ребенка.
Публикация «Семинар-тренинг „Особенности психического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Задачи:
-Расширять знания родителей (законных представителей) об особенностях психического развития детей дошкольного возраста.
-Показать при помощи психологических упражнений, демонстрации социального ролика, как избежать ошибок в воспитании ребенка, и как важен личный пример поведения родителей для детей.
-Помочь родителям (законным представителям) на примере психологического диктанта понять, как чувствует себя ребенок, которого ограничивают в повседневной жизни и как при помощи нескольких правил наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Предварительная работа:
-Подбор литературы по теме семинара;
-Устный опрос родителей с целью актуализации проблемы и составления плана семинара.
Материал и оборудование:
- Интерактивный настенный комплекс;
- Презентация мини-лекции: «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»;
-Социальный видеоролик;
-Салфетки, бинт;
-Цветные карточки для правил (зеленая, желтая, оранжевая, красная)
-Буклеты;
-Анкеты.
Ход мероприятия:
Уважаемые родители!
Мне хотелось бы начать нашу встречу со слов знаменитого русского писателя Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг, а от новорожденного, до пятилетнего – огромное расстояние». Слова автора можно трактовать по разному, но есть в них одна истина, которая определяет важность периода в жизни каждого человека, который приходит в этот мир. Ребенку, до пятилетнего возраста приходится многому учиться и многое постигать, а потом до зрелости и даже до старости мы лишь можем использовать то, чему научились до пяти лет. Первые годы жизни самые важные в жизни ребенка.
В раннем детстве (с 1 - 3 лет) ведущая деятельность - предметная, формой и средством организации которой становится ситуативно-деловое общение со взрослым. В раннем возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребёнка. Имея на вооружении две важнейшие функции: самостоятельную ходьбу и речь ребенок переступает очень важный рубеж. Способность передвигаться значительно расширяет рамки окружающего мира и тем самым, создаёт возможность для интенсивного накопления индивидуального жизненного опыта. Раннее детство – это период речевого развития. Овладение словом позволяет познавать мир на основе общечеловеческой культуры. В формировании речи можно заметить один весьма замечательный этап, наглядно отражающий психологические перестройки. Если до 2-х лет ребёнок воспринимает себя в третьем лице, то к трём годам начинает воспринимать себя как личность.
Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира.
В раннем детстве значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.
В раннем детстве продолжает развиваться восприятие : цвет, форма, вкус, величина. Восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый).
Взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстники пока мало подходят для исполнения этой роли. Ребенок только учится. Для детей 2-3 лет характерна игра рядом, т. е. дети играют в одиночку. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 3 годам объединяются в небольшие группки по 2 - 3 человека.
В возрасте 2-3 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
Внимание в 2-3 года непроизвольное и крайне неустойчиво. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 6 - 10 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.
Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.
Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации детей в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру.
В 3 года ребенок должен знать 6 основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы.
Моторика рук. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Детям, особенно в начале третьего года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину, поскольку крупная мускулатура в своём развитии опережает мелкую. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Нейрофизиологи и психологи отмечают взаимосвязь мозга и руки, сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.
К 3 годам начинается четкое осознание ребёнком кто он, и какой он. Этот возраст характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет». Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых, идёт противоречие между «хочу и могу». Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире.
К трем годам значительно увеличивается пассивный и активный словарь ребенка.
В дошкольном детстве (с 3 – 7 лет, ведущая деятельность у ребенка игра, осуществляемая путем принятия роли (сюжетно ролевая, использования игровых предметов.
Для детей дошкольного возраста характерно проявление импульсивности. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. По мере взросления ребенок становится эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. В этот период происходит переход к сюжетно-ролевой игре.
С трех лет ребенок начинает активно использует речь, употребляя развернутые предложения, используя множественное число.
- Имеет начальные представления о количестве (один-много)
- Имеет вполне конкретные представления о направлениях вперед-назад, вверх-вниз;
- Знает основные цвета, включая черный и белый;
- Задает много вопросов, слушает длинные сказки;
- Знает свое имя, фамилию, пол.
Навыки и умения: ребенок выполняет задания, связанные с конструктивной деятельностью, путем целенаправленных проб или зрительного соотнесения (разбирает и складывает матрешку, вкладывает плоскостные и объемные фигуры в соответствующие им по форме прорези, складывает картинки, разрезанные на три-четыре части, конструирует из кубиков по образцу).
Дети могут играть без участия взрослого, разворачивать собственный сюжет и обставлять его в соответствии с собственным замыслом. Появляются первые элементы ролевого поведения в игре;
Ребенок более активно начинает замечать сверстников, проявлять к ним интерес, удовлетворяя потребность в общении со сверстниками, кооперирует в играх с другими детьми, соблюдая правила и не ссорясь.
Мышление: умеет группировать предметы по классам (одежда, посуда, животные и др.);
Внимание и память: внимателен, запоминает стихи, соответствующие возрасту – быстро или медленно после повторения;
На что нужно обращать внимание?
Если к трем годам ребенок не заговорил, это является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости – невропатолога, психоневролога, дефектолога.
- Ребенок пассивный, не проявляющий интерес к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже должен вызывать тревогу.
- Ребенок не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое – вызывает тревогу не меньшую.
- Ребенок «речистый», употребляющий сложные обороты, но не умеющий сам надеть ботинки, принимать пищу, забраться на лестницу, сделать куличик из песка также нуждается в пристальном внимании со стороны взрослого.
Тренинг: «Психологическая безопасность»
Важнейшим условием полноценного психического развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья является психологическая безопасность.
Говоря про безопасность ребенка как личности, имеем в виду сохранение стабильности его самочувствия и ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие угроз, социальных конфликтов.
Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что-либо против его воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины.
Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
Предлагаю Вам небольшой эксперимент:
Упражнение «Снежинка».
Психолог раздает каждому участнику по листку бумаги.
Психолог : «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках салфетка, у всех одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:
- сложите салфетку пополам
- оторвите кусочек
- опять сложите пополам
- снова оторвите кусочек
- сложите еще пополам
- оторвите кусочек
Продолжите эту процедуру до тех пор, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою салфетку. Мы получили красивую снежинку.
Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Не нашли? А почему? Как вы думаете?»
Психолог подводит к выводу : «Каждый понимает инструкцию по-своему. Все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли, и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково.
Упражнение «Дотроньтесь до…»
Психолог : «Давайте поиграем в игру. Я сейчас буду называть и показывать часть тела, до которой нужно будет дотронуться.
Психолог сначала называет и показывает одинаковые части тела, а затем называет одну часть тела, а показывает другую.
Вывод – ребенок повторяет то, что видит, а не то, что слышит в «сто первый раз».
Предлагаю на примере социального видеоролика убедиться в том, как важен личный пример поведения родителей для детей.
Демонстрация социального видеоролика: «Родители и дети».
Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».
Порой, в повседневной суете, домашних хлопотах и заботах, мы перестаем предавать значение деталям, из которых складывается наше общение с ребенком. Для примера, предлагаю поиграть в игру.
Упражнение «Диктат»
Психолог : «Для этого упражнения нужен «доброволец».
Психолог обращается к «добровольцу» : «Вы сейчас будете играть роль ребенка».
Затем психолог говорит родителям : «А мы, все вместе вспомним, как общаемся со своими детьми.
- Что вы обычно говорите своим детям, когда они капризничают?
«Не плачь, прекрати»
Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства.
Психолог обвязывает добровольцу область сердца.
- Что мы говорим ребенку, если он без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать?
«Не трогай!»
Психолог связывает бинтом руки.
- Если ребенок разбегался, мешает вам, мы говорим?
«Не бегай!»
Психолог связывает ноги.
- Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем.
«Не слушай!»
Психолог завязывает уши.
- Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему?
«Не кричи!»
Психолог завязывает рот.
Психолог :
- Как вы думаете, ему хорошо?
- А сейчас спросим нашего ребенка, как он себя чувствует.
- Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь?
- Почему бы не спросит у него самого?
- Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии?
- Что же делать?
«Зоны дозволенного. Правила о правилах».
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.
Правило первое
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Правило второе
Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».
Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.
В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, когда и во что играть, когда и чем заниматься, в какие игрушки играть, когда смотреть телевизор и т. д.
Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, по лужам можно ходить, но в резиновых сапогах, на обоях можно рисовать, но в определенном месте.
Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую, зону.
Итак, в оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, можно лечь позже обычного в новогоднюю ночь, можно перелечь в родительскую кровать, если приснился плохой сон.
Наконец, в последней, красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.
Нельзя драться, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти «золотую середину» между готовностью понимать — и быть твердым, между гибкостью — и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.
Правило третье
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правило четвертое
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Правило пятое
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях.
Правило шестое
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Вывод – следуя этим правилам, вы скорее всего поможете вашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаете человека, ответственного за свои поступки. И можете быть уверены: если семейные правила наряду с правилами личной психологической безопасности излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами – дети обязательно будут следовать им.
Список используемой литературы:
1. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М. : Юрайт, 2020. — 426 с.
2. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста. — М. : Сфера, 2020. — 112 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М. : Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / — М. : Academia, 2017. — 576 c.
5. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М. : Юрайт, 2020. — 196 с.