Лариса Шевелева
Семинар-тренинг для родителей «Речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Речевое развитие – важнейшая составляющая в общении, познании, активной предметной деятельности дошкольников.
Цель: Создание гармоничного образовательного процесса, полноценного для развития детей и всесторонней подготовки к успешному обучению их в школе.
Задачи:
Публикация «Семинар-тренинг для родителей „Речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие речевой деятельности.
2. Формирование системы игровых занятий-тренингов для активной творческой и речевой деятельности детей.
3. Формирование и совершенствование основных навыков всех базовых видов деятельности: общения, труда, познания.
4. Включение взрослых в непрерывный процесс формирования и совершенствования общих образовательных и речевых навыков.
Содержание:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
Теоретическая часть:
Речь – главное богатство человека. Овладение родным языком – жизненная потребность и необходимое условие для успешного развития ребенка. Основная задача учителей-логопедов помочь ребенку исправить ошибки звукопроизношения, но деятельность логопедов намного шире: укрепление развивающихся возможностей речи, словообразование, оформление лексико-грамматической стороны речи, формирование умений называния, ассоциативных связей на слово, усвоение связной и фразовой речи, коммуникативных навыков и умений. Но все это возможно при условии совместной деятельности родителей и педагогов.
На практике стоит применять рекомендованные ученами-педагогами принципы и приоритеты:
Принципы речевого развития :
1. Развитие впереди обучения. Самораскрытие для ребенка и самопознание для воспитателя стоят впереди как цели образования. Обучающий материал – средство достижения целей.
2. Практические умения впереди знания. Предпочтение отдается умениям и навыкам практической деятельности, поведения в общении, познании, труде. Образование идет не от абстрактного к конкретному, а от живого созерцания к практическому действию.
3. Речевое развитие – сквозной стержень дошкольного образования. Это важнейшая составляющая в общении, познании, активной предметной деятельности. Речевая деятельность – способ и средство развития мышления, сознания и самосознания, всех высших психических функций (внимания, восприятия, воображения, памяти, интеллекта, прогнозирования и оценивания).
4. Организация образовательно-воспитательного процесса подчиняется логике психического развития ребенка (по А. Н. Корневу). речевая деятельность играет роль своеобразного моста между образными и наглядно-предметными формами мышления и далее – знаково-символьными.
Приоритеты речевого развития :
двигательные навыки (макро- и микродвижения, в особенности мелкая моторика рук) – фундамент общего развития ребенка и его речевого развития в частности («Движение впереди речевых умений»);
голос впереди связной, осмысленной речи (навыки голосоведения впереди речевых умений);
изобразительно-графические навыки впереди буквописания;
целостное развитие общих речевых способностей впереди развития отдельных форм речи – говорения (устной речи, чтения, письма.
( литература: «Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии». Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш.)
Использование различных методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию речевой деятельности детей позволяет положительно формировать и совершенствовать общие образовательные и речевые навыки.
Практическая деятельность:
Все участники делятся на две команды: выбирают карточки с картинками, определяют последнюю букву в слове / гласная или согласная / - «Гласные» и «Согласные» :
*задание «Песенка Матрешки» : в игре пять матрешек, внутри них насыпаны разные крупы, нужно по звучанию угадать одинаковую «песенку» двух матрешек.
*задание «Звуки учатся дружить» : два участника из разных команд показывают свои карточки с картинками и идут навстречу друг другу, команды произносят последний звук в слове так, чтобы получился слог (помидор – р, машина – а; р – р – р –а = ра; команда слева тянет свой звук, команда справа произносит свой звук быстро, когда игроки с карточками «встречаются» друг с другом).
*задание «Доскажи словечко» : команды должны как можно больше придумать слов, которые начинаются с тех слогов, которые были составлены в предыдущем задании: ра – радуга, радио, ракушка…; ар – арка, арбуз, аркан…
*задание «Игра-сказка: «Полезный зонтик» :
Нашли звери в лесу зонтик.
- Какой он красивый и нарядный, его сделали из разноцветной ткани, - сказала Лиса и стала его вертеть.
- Какой он легкий, - сказал Медведь и подбросил его вверх.
- Какой он удобный, у него есть ручка, - сказал Волк и стал опираться на зонтик как на палочку.
- Какой он крепкий, у него железные спицы, - сказал Ежик и стал дергать спицу лапкой.
- Какой он гладкий, - сказала Лягушка и прокатилась с него.
Пошел дождик, и звери спрятались под зонтом.
- Какой он полезный, под ним никакой дождь не страшен, - дружно сказали все.
Словарная работа:
1. Уточнить, для чего нужен зонтик.
2. Объяснить значение слов:
спицы – металлические стержни, удерживающие ткань зонтика;
разноцветный – окрашенный в разные цвета.
3. Подобрать слова, похожие по смыслу:
крепкий - прочный, надежный, неломающийся;
полезный – нужный, необходимый.
4. Провести игру «Слова-двойняшки», какие еще предметы обозначает слово «ручка».
команды проигрывают 2 варианта: одна команда подбирает слова синонимы, другая слова антонимы / для игры предлагают шапочки-маски, кукольный театр.