Оганова Татьяна
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приветствие.
Упражнение «Рукопожатие».
Необходимо поздороваться с каждым участником игры с помощью: рук, ног (носочки, пяточки, предплечье, спинами…
2. Продолжение фразы: «Я хороший воспитатель потому, что.»
Игра с клубком ниток.
3. Информационное сообщение
Психолог. «Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии.
Психологическая культура педагога предполагает наличие у специалиста:
- Общих знаний по психологии
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ „Культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
-Умение использовать приобретенные знания при работе с детьми.
- Способность понимать эмоциональное состояние ребенка
- Умение правильно оценивать педагогические ситуации
- Умение использовать индивидуальный подход к ребенку
Что же является Психолого-педагогической культурой педагога :
- наблюдательность, внимательность, психологическая проницательность, развитые прогностические способности
- Умение адекватно воспринимать себя и окружающих, общаться с разными людьми
- Стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию
- Чувство собственного достоинства, самоуважения
- Рефлексия, самоконтроль, критическое мышление
- Способность решать конфликты
- Контроль своих эмоций, сдержанность».
Термин «культура» впервые встречается в одном из произведений известного оратора Цицерона (45 гг. до н. э.). С начала оно обозначало обработку почвы, ее «культивирование», то есть перемены в природе под влиянием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Как самостоятельная научная категория, «культура» фиксируется впервые в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694). Он применил этот термин для определения различных результатов деятельности человека.
В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение, как совокупность созданных человечеством традиций благих ценностей. В современной литературе существует более 500 определений культуры.
А что же означает термин «педагогическая культура» и каковы ее структурные компоненты?
Педагогическая культура — это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.
Можно выделить следующие компоненты педагогической культуры :
- гуманистическая направленность личности;
- наличие педагогических способностей;
- положительная установка на профессиональную деятельность;
- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;
- способность к саморазвитию и самораскрытию;
- развитая культура поведения;
- владение педагогическим тактом и эмпатией;
- личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;
- общая педагогическая эрудиция и компетентность;
- толерантное восприятие чужих традиций и верований;
- гибкость, способность к рефлексии;
- развитое творческое мышление.
Педагогическая культура является частью человеческой культуры и зависит от многих компонентов. В ней воплощены духовные ценности образования (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы, материальные (средства обучения и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, служат социализации личности в конкретных исторических условиях.
4. Упражнение «Что написано на карточке?»
Психолог. Современному педагогу чрезвычайно важно уметь понимать невербальные сигналы, без которых невозможно полноценное общение. Поэтому следующее упражнение поможет нам потренироваться в умении «читать» невербальные знаки. У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, событий, понятий. Я прикреплю карточку на спину кому-то одному из вас, но сделаю это так, чтобы участник не видел надписи.
Он должен быть рассчитан на разных участников группы, чтобы кто-то из них невербально показал, что написано на карточке.
Примеры задач: «младенец», «утренняя гимнастика», «полка с игрушками», «день рождения», «новичок в группе», «кабинет заведующего», «влюбленная девушка», «дорожная сумка», «городской автобус».
5. Упражнение «Свидание»
Психолог. Следующее упражнение «Свидание» будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.
Карточки с предложениями:
- Его сердце екнуло.
- Было уже поздно.
- Где-то залаял пес.
- Месяц - словно большой апельсин.
- Поезд тронулся.
- Имеет ли что-то смысл в этой жизни?
- Он взял ее за руку.
- Послышался скрежет железа.
- Он посмотрел на нее.
- Раздался выстрел.
- Он понял, что только она могла сделать его счастливым.
- Ее глаза были закрыты.
- Эта встреча - последняя.
- Легкий ветерок доносил взволнованный шепот.
Психолог. Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный? Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны.
Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.
6. Упражнение «Близнецы»
Психолог. Мы уже отмечали ранее, что настоящий педагог должен быть не только хорошо подготовленным теоретически, но и на практике уметь применять свои знания. Педагоги, которые только начинают или уже работают в дошкольном образовании, хорошо знают, насколько важно развивать общую координацию движений и мелкую моторику рук у дошкольников. Поэтому следующее упражнение будет способствовать развитию общей координации движений и согласованности действий.
Перед вами на столе лежат: подарочная бумага, свернутая в несколько раз; рубашка с расстегнутыми пуговицами; бутылка с завинчивающейся крышкой; подарочная коробка; лента, свернутая в рулон; ножницы и цветной картон для изготовления открытки.
Вам нужно объединиться в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного - левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по моей команде своими свободными руками выполняют следующие команды:
- застегнуть рубашку;
- закрутить на бутылке крышку;
- вырезать открытку;
- составить предметы в коробку;
7. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.