Динара Хасанова
Консультация для воспитателей «Организация занятий по ФЭМП в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с детьми шестого года жизни
Занятия по математике в старшей группе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня во вторник или четверг. А также отводится время на индивидуальные занятия в течение недели. Продолжительность занятий 25 мин, из которых 5 минут отводится на организационный момент, 15 минут – основная часть, 5 минут – итог занятия, а также 1-2 мин – на физкультминутки.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация занятий по ФЭМП в старшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который привлекает внимание, а далее рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии зрения и слуха. В данной возрастной группе дети рассаживаются за парты подвое лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей, т. е. занятие может начинаться в игровой комнате, спортивном и музыкальном занятии (как предварительная работа).
Начало занятия должно быть эмоциональным и заинтересовывающим. Целесообразно можно использовать проблемные ситуации.
Примерные части «Ход математического занятия»:
1. Математическая разминка.
2. Работа с демонстрационным материалом.
3. Работа с раздаточным материалом.
4. Физкультминутка.
5. Дидактическая игра (подвижная игра).
Количество частей и их порядок зависит от поставленных задач.
Внимание детей на занятии у детей старшего возраста сохраняется до 5-7 минут, это и есть примерная длительность 1 части с основного этапа занятия. Далее необходимо провести физкультминутку, которая может быть в виде набора физических упражнений для мышц ног, рук, спины, в стихотворной форме, специальная гимнастика (для коррекционных групп): пальчиковая, артикуляционная и зрительная. Итог занятия в старшей группе воспитатель подводит сам, приобщая детей.
Целесообразно первый месяц работы (сентябрь) отвести на повторение программы предшествующей группы. Это дает возможность выяснить необходимость дополнительных занятий с теми или иными детьми.
Раздел ФЭМП «Количество и счет"
Целесообразно первые занятия по ФЭМП начинать с повторения пройденного.
Сопоставление двух совокупностей, содержащих равное и неравное (больше или меньше на один) число предметов в пределах 5, позволяет напомнить детям, как образуются числа первого пятка.
Для повторения отношений: «равно», «не равно», «больше», «меньше» даются задания на уравнивание совокупностей («Принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних» и т. п.)
Большое внимание уделяется закреплению навыков счета: вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета.
В старшей группе начинают развивать память на числа. Для этого постепенно усложняют упражнения в отсчете предметов. Например, детям одновременно называют два числа, сразу предлагают отсчитать два предмета, либо предметы одного вида, но отличающиеся цветом или размером. Названия предметов связывают с местом их расположения.
Дети учатся запоминать числа, брать предметы по оному, четко соотносить числительные с каждым взятым предметом, отчитываться о выполненном задании. Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь. Они воспроизводят определенное количество движений по образцу и указанному числу.
Счет в пределах 10.
Для получения чисел второго пятка обучению счету до 10 используются приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел первого пятка.
Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления двух совокупностей предметов.
Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего. И поэтому всегда сравниваются не менее чем 3 последовательных числа.
Полезно сопоставлять не только совокупности предметов разного вида (например, елочки, грибочки и др., но и группы предметов одного вида разбивать на части и сопоставлять их друг с другом (яблоки большие и маленькие, наконец, совокупность предметов может сопоставляться с ее частью. («Кого больше: серых зайчиков или серых и белых зайчиков вместе?»)
Возможно одновременно учить детей видеть независимость числа предметов от их пространственных свойств и получать новые числа.
Умение сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше-маленьких или больших, если последние расположены с большими интервалами, чем первые, необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить предметы 2 групп (подгрупп) один к одному. Используются приемы разные способы сопоставления: наложение, приложение, применение эквивалентов.
Уравнивая группы добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа, дети усваивают способы получения каждого из сравниваемых чисел.
Дети должны рассказывать, как было получено каждое число, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли (убрали). Например, к 8 яблокам добавили 1, стало 9 яблок. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 яблок и т. п.
Для закрепления навыков счета в пределах 10 используются разнообразные упражнения, например «Покажи столько же».
Отсчет предметов в пределах 10.
Упражнения в отсчете предметов продолжают усложняться. Дают задания не только отсчитать 2 группы предметов, но и расположить их в определенном месте, например в указанной части листа бумаги: вверху, внизу, справа, слева, посередине. Несколько позднее дети помещают предметы вдоль верхнего или нижнего, правого или края листа, в верхнем правом, в нижнем левом углах.
Детей приучают внимательно выслушивать задание, запоминать его, точно выполнять и рассказывать о том, что и как сделали. Приучать давать полный ответ. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему наводящими вопросами. В речи детей должны отражаться связи между количеством предметов, их качественными признаками и пространственным расположением. Детей начинают учить повторять задание до его выполнения, обеспечивая развитие планирующей функции речи.
Счет с участием разных анализаторов.
Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете с активным участием разных анализаторов: счет звуков, движений, счет предметов на ощупь (считают камешки, перекладывая из руки в руку с закрытыми глазами, считают пуговицы, нашитые на карточку, но карточку держат за спиной). Нашивают на карточку 6-10 пуговиц в 2 ряда.
Упражнения в счете на ощупь, в счете звуков и движений связывают с разностным сравнением чисел. Например, «Присядь на один раз больше, чем услышал звуков».
Показ независимости числа предметов от их размера, площади и формы расположения.
Когда детей познакомят со всеми числами до 10, им показывают, что для ответа на вопрос «сколько?» не имеет значение, в каком направлении ведется счет (слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, в форме разных фигур по кругу, парами, неопределенной группой, изображения предметов на карточке лото, или кружки числовых фигур.
Начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.
Установление равенства численностей множеств.
Для отсчета 3 разновидностей игрушек используются карточки с 3 свободными полосками. Например, «На верхней полоске 7 квадратов, на средней – 7 прямоугольников, на нижней-7 кругов, всех фигур поровну-по 7».
Деление целого на части.
Детям шестого года жизни показывают возможность дробления на равные доли, их учат устанавливать отношения между целым и частью.
Демонстрируя возможность деления предмета как на 2 равные, так на 2 неравные части, детям дают представление о том, что одна из двух равных частей называется половиной, половинами являются обе равные части. Если предмет разделен на 2 неравные части, то их нельзя назвать половинами. В таком случае говорят: предмет разделен на 2(4) неравные части. Дети должны правильно употреблять слова: «пополам», «половина», «равные части», «целое», «одна из двух», «одна из четырех».
Количественный состав числа из единиц.
Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5-это 1,1,1,1 и еще 1). Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометр. фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.
Порядковое и количественное значение числа.
В старшей группе детей начинают впервые учить пользоваться порядковыми числительными.
Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают: один, два, три, четыре, пять и т. д., т. е. находят ответ на вопрос: «сколько?». Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному, отвечая на вопросы: «который?», «какой по счету?»,считают: первый, второй, третий и т. д. Дети часто путают вопросы: «который?» и «какой?». «Какой?» используется для выделения качественных свойств предметов: цвета, размера и т. д. А вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?» позволяет раскрыть их значение. Дети учатся определять место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях (третий слева, пятый справа и т. д.).
Сравнение смежных чисел.
Используется прием наложения и приложения, прием построения «числовой лесенки» (в пределах первого пятка) (увеличение количества кружков каждого следующего ряда на 1).