Мовчан Людмила
Семинар с элементами тренинга «Формирование психологической готовности ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка семинара
с элементами тренинга для детей и родителей
подготовительной к школе группе на тему:
«Формирование психологической
Подготовила и провела
педагог-психолог
1 квалификационной категории
МБ ДОУ № 27 "Алые паруса" города Батайска Ростовской области
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
Мовчан Людмила Анатольевна
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; психолого-педагогическое просвещение по вопросу «школьной готовности».
Задачи:
- повышать родительскую компетентность;
- акцентировать внимание родителей на понятии «готовность ребенка к школе», показать роль родителя в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Подготовительный этап
1. Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе»
2. Диагностика готовности к обучению в школе.
3. Выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника».
План проведения
1. Вступительное слово (введение в проблему).
- Добрый вечер, дорогие взрослые! Мы рады вас видеть. Пройдет совсем немного времени и всем вам – и детям и взрослым – предстоит отправиться в первый класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Наша с вами совместная задача найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.
2. Основная часть.
Игра – тест
Цель деловой игры: определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.
- Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.
- Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;
- Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;
- А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей).
Игровое упражнение «Быть готовым к школе – это значит уметь….»
Родителям предлагается закончить фразу. «Быть готовым к школе- это значит…». Высказывания записываются и обсуждаются.
Презентация педагога психолога на тему: «Мой ребенок на пороге школы».
Слайд 1
«Мой ребенок на пороге школы»
Слайд 2
Определение понятия «готовность к обучению в школе».
Слайд 3
Психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов компонентов: физической, интеллектуальной, личностной, социально-психологической, эмоционально-личностной.
Слайд 4
Физический компонент готовности ребенка к обучению в школе.
Слайд 5
Интеллектуальный компонент готовности ребенка к обучению в школе.
Слайд 6
Личностный компонент готовности ребенка к обучению в школе.
Слайд 7
Мотивационный компонент готовности ребенка к обучению в школе.
Слайд 8
Социально-психологический компонент готовности ребенка к обучению в школе.
Слайд 9
Эмоционально-волевой компонент готовности ребенка к обучению в школе.
Упражнение «Что мы говорим детям о школе».
Цель: помочь родителям осознать, как образ школы, который они формируют у детей влияет на формирование успешного ученика.
Инструкция. Родителям предлагается на левой стороне листа А4 записать несколько высказываний о школе, которые они адресуют своим детям. На правой стороне листа записать, какими они хотят видеть своих детей в школе. Затем они обсуждают и пытаются понять, как их высказывания о школе помогут сформироваться успешному ученику.
Слайд 10
-Что необходимо для формирования успешного ученика?
Родителям предлагается рассмотреть иллюстрацию (цветок).
Сейчас на пороге школы главное неумение ребенка считать, писать и считать, а главное умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Это основа (корень) успешности (цветка) будущего ученика. Чтобы цветок зацвел – ученик был успешен в учебе – ему нужны мощный стебель и листья т. е. стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких. И помните, что успешность не всегда можно измерить оценками.
Слайд 11 – 13
Рекомендации по воспитанию волевой готовности к школе.
Слайд 14 – 16
Кризис 7-ми лет
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Игры с детьми.
«Что взять с собой в школу?»
-А сейчас, я вам предлагаю вместе с вашими детьми собрать символический портфель – и первое что мы туда положим, это конечно же дружбу.
Дети заходят в группу становятся в кружок.
-Кладем в портфель символ дружбы (картинку с изображением глобуса и детей).
-Иногда случается нашим ребятам и ссориться. Но мы умеем мириться. И в наш портфель мы кладем стихотворение-мирилку.
-Дети, взявшись за руки, рассказывают стихотворение-мирилку родителям.
Взрослые обязательно будут учиться вместе с вами. Будут во всем помогать. Пришла пора проверить, не забыли ли наши родители, как правильно собирать портфель первоклассника. А будущие школьники помогут своим родителям.
Ира «Собери портфель»
С завязанными глазами игроки (родители) собирают со стола (по очереди) в портфель школьные принадлежности, которые лежат в произвольном порядке, перемешанные с игрушками и не относящимся к учебе предметами. Задача игроков – как можно быстрее собрать портфель, положив в него то, что нужно ученику на уроках.
Часть 4. Рефлексия.
Подведение итогов. Упражнение «Полезный совет».
Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает самый главный совет (мысль, который (ю) он запомнил на родительском собрании о готовности детей к школе.
Литература
1. Попова Л. Н., Гонтаревская М. Н., Киселева М. О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
2. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2015. – 336с.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. – 384с.
4. Приложение 1. Опросник для родителей «Определение готовности ребенка к школе».
5. Приложение 2. Презентация «Мой ребенок на пороге школы»
6. Приложение 3. Брошюра для родителей «Скоро в школу. Родителям будущих первоклассников».