Рабига Айткалиева
Показатели психологической готовности трехлетнего ребенка к поступлению в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованны, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей
Публикация «Показатели психологической готовности трехлетнего ребенка к поступлению в ДОО» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Особого внимания с этой точки зрения требуют те малыши, которым впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают физические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения ребенка требуют определенных усилий и умений ребенка. О того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться и до полгода, и его дальнейшее развитие. Задача родителей заключается в том, чтобы не только обеспечить необходимый физический уход за малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики. Которое изначально построено на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Знание этих закономерностей, применение их в практике семейного воспитания создадут условия и для благополучного включения ребенка в новую социальную среду.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все ахают, причитают, волнуются за него, но не более того! Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, его не нужно переучивать, ломать неправильные привычки. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания. Как правило, у детей в период адаптации снижается аппетит, иногда до полного отказа от пищи. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создаст предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми сверстниками.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Малышу, который дома находится на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского сада будет трудно.
Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим для малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей, чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большой готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Литература:
1. «Работа с семьей не обязательная инструкция» Л. Свирская
2. «Нарушения психического развития в детском возрасте» В. В Лебединский
3. «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Н. В. Соколовская