Екатерина Тарасян
Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Без знаний в жизни не добьешься
Всего того, что хочется иметь.
А в школе опытом ты запасешься,
Чтоб в будущее смело мог смотреть.
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Публикация «Консультация „Понятие общей психологической готовности ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это прежде всего залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала.
Интеллектуальная готовность :
ориентировка ребенка в окружающем;
запас знаний, усвоенных в системе;
желание узнавать новое, любознательность;
развитие образных представлений;
развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;
смысловое запоминание.
Мотивационная готовность-это положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.
Показатели мотивационной готовности :
желание идти в школу;
правильные представления о школе;
познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).
Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.
Эмоционально-волевая готовность-это :
способность управлять своими эмоциями и поведением.
отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности.
умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
умение ориентироваться на заданную систему требований.
Коммуникативная готовность-это : умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;
умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Физическая готовность определяется по следующим параметрам:
состояние здоровья;
физическое развитие;
развитие анализаторных систем;
развитие мелких групп мышц;
координация движений в соответствии с возрастной нормой;
готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Нельзя забывать и о возрасте поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
Специальная готовность :
1. Ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
• уметь чётко произносить все звуки речи;
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
•знать правила поведения в общественных местах и на улице.
2. В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко произносить все звуки речи;
• уметь интонационно выделять звук в словах;
• уметь выделять заданный звук в потоке речи;
• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
• уметь произносить слова по слогам;
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
• уметь составлять несколько предложений о предмете;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• уметь последовательно передавать содержание сказки.
3. У ребё нка должны быть развиты элементы математического представления:
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями : «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
4. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь:
• различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
• знать названия 1-3 комнатных растений;
• знать названия 12 месяцев года;
• знать названия всех дней недели.
Рекомендации по подготовке ребенка к школе.
На сегодняшний день подготовкой детей к школе занимаются активно и в дошкольном учреждении, и в школах. Мало родителей, которые не уделяют внимание подготовке детей.
Самое главное не переусердствовать в этом вопросе и всегда помнить:
Какова цена учебных достижений?
признаки переутомления: нарушение сна; нарушение аппетита; плохое самочувствие;
нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи;
суетливость, неточность в движениях; капризы, излишняя подвижность и агрессивность;
уставший вид.
Памятка для родителей
Готовы ли Вы к школе?
Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Что необходимо знать родителям:
Требования школы, в которую собираетесь поступать, формировать у ребенка положительное отношение к школе,формировать желание учиться, соблюдать режима дня, иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний,уделять внимание разностороннему развитию ребенка.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше; не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса; будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности; дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия; избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверен-ность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Какие же можно дать родителям советы по подготовке ребенка к школе :
1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.
2. Уделяйте больше внимания развитию графомоторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке).
3. Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого.
4. Развивайте у ребё нка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.
5. Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивание, шагание).
6. Особое внимание следует уделить развитию умения ребёнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.
Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!
Успехов Вам и - больше веры в себя и в возможности своего ребенка!