Получи документы

Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Стиль педагогического общения»

Сорокина Ольга Алексеевна
Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Стиль педагогического общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ : «Стиль педагогического общения».

Предварительная работа: тестирование пед. коллектива по методике «Стиль педагогического общения (авт. Овчарова Р. В.).

План семинара :

1. Обсуждение результатов анкетирования «Стиль педагогического общения».

Публикация «Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ „Стиль педагогического общения“» размещена в разделах

2. Обоснование почему стиль пед. общения выбранный педагогом имеет фундаментальное значение в социализации ребенка и дальнейшем формировании его самооценки и коммуникативной сферы.

3. О типах педагогического общения.

4. Решение пед. ситуации.

5. Тест «Благополучие ребенка в детском саду.

6. Мышечные зажимы. Упражнения Э. Джекобсона.

7. Заключение. Притча.

Уважаемые коллеги, сегодня здесь мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о стилях педагогического общения. Начнем с того, что в октябре текущего года, было проведено тестирование с целью определить преобладающий стиль педагогического общения в нашем учреждении. По результатам анкетирования было выявлено, что из 18 обработанных анкет подавляющее большинство, а именно 16 педагогов определили свой тип пед. общения как демократический и 2 педагога как авторитарный, либерально-попустительский стиль не выявлен. Что является достаточно хорошим результатом.

Для чего важно обладать информацией о преобладающем типе пед. общения в пед. коллективе ДОУ. Мы все знаем, что ребенок поступает в детский сад осознавая себя «Центром Вселенной», каковым он на самом деле, в большинстве случаев и является в своей семье. В период дошкольного детства и именно в детском саду он проходит этап социализации и процесс выхода за пределы свой микрогруппы в виде семьи и осознанием себя частью макрогруппы в виде группы ДОУ. Именно в этот период формируется его самооценка, происходит усвоение норм поведения в группе и социуме, половая идентификация. Поэтому от педагога и выбранного им типа педагогического общения будет зависть, то как ребенок будет проходить эти этапы и как он впоследствии будет воспринимать себя в социуме.

На сегодняшний день существует большое количество определений типов педагогического общения, но мы с вам остановимся на трех наиболее нам понятных и известных в отечественной педагогике и психологии :

Авторитарный тип – отличается тем, что здесь педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять инициативу. Ребенок является объектом воспитательных воздействий. Дети у такого педагога безусловно будут прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже прекрасно демонстрировать их на практике, но такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желаемое поведение. Данный тип пед. общения не способствует развитию творческой и инициативной личности, но и негативно влияет на самооценку и развитие коммуникативной сферы ребенка.

Демократический тип – (основная особенность данного типа это взаимопринятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к совместному обсуждению и совместному решению общих дел и проблем. Данный тип общения создает оптимальные условия для самореализации и проявления творческой активности у детей, благоприятно влияет на становление адекватной самооценки, способствует развитию коммуникативных навыков, самостоятельности и умению учитывать интересы других людей.

Либеральный или попустительский тип - при котором педагог относится формально к своей деятельности, предпочитает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность в результате своей работы. Такой тип минимально формирует познавательную и коммуникативную сферу у ребенка приводит к отсутствию продуктивности деятельности у детей.

Теперь я предлагаю перейти к практической части нашей встречи. Давайте разобьемся на три группы и разберем несколько педагогических ситуаций. Вашей задачей будет выбрать один из вариантов решения пед. ситуации и вместе с коллегами из других подгрупп обсудить выбранный вами тип пед. общения.

Педагогические ситуации.

Подгруппа 1.

1. Чаще всего дети воспринимают взрослых как учителей, наставников, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга. Что Вы для этого сделаете?

Варианты ответов:

А. Буду вести себя как старший друг.

В. Педагог не может быть другом для детей.

С. Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.

D. Свой вариант.

2. В группе есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или…

Варианты ответов:

А. Конечно, оставлю его в покое.

В. Переведу его в другую группу.

С. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.

D. Свой вариант.

Подгруппа 2.

1. В группе появился новый ребенок, уравновешенный и способный. Мама равнодушна к проблемам и событиям, происходящим в группе. На предложение принять участие в … мероприятии, ссылается на занятость. Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Поговорю с ребенком об отношении мамы к детскому саду. Попытаюсь настроить сына на разговор с мамой.

В. Поговорю с мамой, откровенно спрошу о причинах равнодушия к жизни группы.

С. Родители делают так, как считают нужным. Не буду вмешиваться.

D. Свой вариант.

2. У ребенка Вашей группы неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…». Ваши действия?

Варианты ответов:

А. На родительском собрании вынести решение о временном переводе этого ребенка в другую группу.

В. Подговорить ребят не играть с ним.

С. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.

D. Свой вариант.

Подгруппа 3.

1. Часть ребят Вашей группы не хочет участвовать ни в каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали. Как привлечь к деятельности, Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей детского сада.

В. - Иди, будет интересно!

С. «Баба с возу, кобыле легче».

D. Свой вариант.

2. Родители двоих детей из Вашей группы настойчиво пытаются перевести сына в другой детский сад. По вашим сведениям их интересы не взаимосвязаны и причины в обоих случаях называются незначительные. Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Попытаюсь узнать истинные причины, побудив родителей на откровенный разговор

В. Помогу с переходом в другой детский сад.

С. Родители сделают так, как считают нужным. Не буду вмешиваться.

D. Свой вариант.

Одним из показателей продуктивности деятельности педагога является эмоциональное благополучие ребенка в группе. Я предлагаю вам сейчас пройти тест, оценить результаты вы сможете сразу на месте.

Тест для определения эмоционального благополучия

ребенка в группе детского сада

№ Вопросы «да» «нет»

1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?

2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?

3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

4. Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?

5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?

6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?

8. Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности как в общении, так и в уединении?

9. Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?

10. Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?

11. Ощущает ли себя достойным человеком?

12. Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?

13. Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?

14. Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?

15. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?

16. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в Вашей группе испытывает эмоциональное благополучие, что является основой и физического, и психического здоровья.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно, Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или агрессивны, раздражительны? Это результат травмирующей эмоциональной обстановки.

Самоконтроль эмоций и поведения, очень важная задача в профессиональной деятельности педагога. Очень часто контроль эмоционального поведения приводит к формированию т. н. эмоциональных зажимов. Этому подвержены все участники образовательного процесса и дети, и педагоги. Сдерживание подавляемых эмоций приводит к концентрации их в виде мышечных зажимов. Группой нейропсихологов было проведено обследование 78 педагогов и выявлено, что максимальное количество педагогов ощущают у себя наличие эмоционально-энергетических зажимов в зоне мышц шеи, языка, груди, лопаток, рук, солнечного сплетения и спины. Мышечные зажимы выполняют функцию Защитного панциря, под которым скрываются подавленные эмоции. Нервно-психический дисбаланс педагога вызывает слабость, которая вынуждает занять позицию «над ребенком». Именно с этого начинается авторитарность. Гнев, страх, печаль, ярость и другие отрицательные эмоции, связаны с функциональной активностью правого полушария головного мозга. Возбужденное эмоциональным стрессом правое полушарие Г. М. генерирует отрицательные эмоции, которые при перенапряжении психических сил не перерабатываются левым полушарием.

Я хочу предложить вам на обозрение несколько упражнений тренировки по Э. Джекобсону которые способствуют снятию этих самых мышечных зажимов. Эти упражнения можно выполнять совместно с детьми соблюдая правило, что все упражнения на напряжение выполняются на вдохе, а упражнения на расслабление на выдохе.

Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).

Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.

Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза

Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…

Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…

Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.

Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.

Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.

Закончить нашу встречу, я хотела бы небольшой притчей:

Жили в городе Хитрец и Мудрец. Решил как-то Хитрец перехитрить Мудреца. Поймал он на лугу бабочку, позвал соседей с собою, пошел к Мудрецу и спрашивает: — Скажи, Мудрец, что у меня в руках — живое или мертвое? А сам думает: если Мудрец ответит «живое» — я сожму пальцы, и бабочка умрет, а если ответит «мертвое» — я разожму пальцы и бабочка полетит…

Все вокруг с нетерпением ждали ответа мудреца. А он посмотрел на протянутый кулак Хитреца и ответил: — Все в твоих руках!

Литература:

1. Е. Е. Алексеева. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?» Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб. : Речь, 2008

2. Р. В. Овчарова. «Технологии практического психолога образования». Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников». – М. :ТЦ «Сфера», 2000

3. Б. С. Волков, Н. В. Волкова «Детская психология в вопросах и ответах». – М. Изд. «Сфера». 2004.

4. Исмагилова А. Т. «Стиль педагогического общения воспитателя детского вада// Вопросы психологии. -2013г. -№5.

Публикации по теме:

Анализ психолого-педагогического игрового тренинга для педагогов «До свидания конфликт!»Анализ психолого-педагогического игрового тренинга для педагогов «До свидания конфликт!» Цель: 1. Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению, способствовать сплочению коллектива. 2. Поиск новых способов поведения.

Сценарий мероприятия по сплочению педагогического коллектива «Апельсиновый тренинг» «Апельсиновый тренинг» Участники: педагоги и администрация детского сада. Цели: сплотить коллектив, создать праздничное настроение. Задачи:.

Фотоотчет об игровом тренинге для сплочения педагогического коллективаФотоотчет об игровом тренинге для сплочения педагогического коллектива Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия, снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую.

Конспект тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива»Конспект тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива» Конспект тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива» (с презентацией и фотоотчётом) «Уважаемые коллеги! Сегодня мы.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Сценарий «Час педагогического общения» 1 Ведущий. Добрый день! 2 Ведущий. А что это значит? 1 Ведущий. Значит, день был по- доброму начат. Значит, день был по- доброму прожит.

Стили педагогического общения СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Тренинг для воспитателей «Сплочение педагогического коллектива» Тренинг для воспитателей «Сплочение педагогического коллектива» Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического.

Сценарий тренинга на сплочение педагогического коллектива Тренинг на сплочение педагогического коллектива. Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата.

Занятие педагога-психолога для педагогов с элементами тренинга «Сплочение коллектива»Занятие педагога-психолога для педагогов с элементами тренинга «Сплочение коллектива» Цель: Сплочение педагогического коллектива Задачи: - Консолидация коллектива - Формирование в коллективе эмоционально позитивной атмосферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Стиль педагогического общения»
Опубликовано: 8 мая 2019 в 09:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Стиль педагогического общения»» (включая файлы) размещена пользователем Сорокина Ольга Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД