Алла Козлова
Семинар «Преемственность уровней дошкольного и начального школьного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение и толкование слова преемственность.
Преемственность – это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому. (Толковый словарь русского языка)
Преемственность – обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка.
Нормативно-правовые документы:
Публикация «Семинар „Преемственность уровней дошкольного и начального школьного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.)» Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003г. Непрерывное образование (дошкольного и начального звена) она рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы для обеспечения преемственности в развитии ребенка: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения.
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
воспитание нравственного человека;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) указаны уровни ОБЩЕГО образования (пункт 4 статьи 10):
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Также в законе говорится, что Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Одна из задач, на которую направлен ФГОС ДО: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) (п. 1.6).
Также в ФГОС ДО определены требования к результатам освоения Программы.
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства - гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).
Делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Организационно-методическое направление работы.
Подходы к определению понятия преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Категория преемственности – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.
Культурно-историческая концепция детского развития Л. С. Выготского и С. А. Рубинштейна «…каждый этап в становлении личности ребенка подготавливает и влияет на следующий за ним этап. В свою очередь новый этап развития определяется предшествующим этапом, тем, что уже сложилось и возникло к данному моменту».
Д. Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники «мало чем отличаются между собой». Школьник, по существу, «еще дошкольник, который переступая порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире». «Самое интересное» заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, т. е. к концу начального обучения.
Л. И. Божович: «Особенностью изменяющейся ситуации развития ребенка на данном этапе является осознанное отношение дошкольника к месту, которое он занимает и хочет занимать».
Д. Б. Эльконин: «…ребенок хочет быть взрослым и осуществлять общественно-значимую деятельность, а не просто моделировать ее в игре».
«Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л. А. Венгер).
Теоретическое положение Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития, его представления о том, что развитие подготавливает обучение, а обучение ведет за собой развитие. Преемственность с точки зрения данного подхода имеет три аспекта:
1. Преемственность в содержании процесса обучения и воспитания.
2. Стиль взаимодействия детей и взрослых, развитие коммуникативности.
3. Преемственность предметной среды.
Параметры преемственной связи между детским садом и начальной школой.
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.
Подготовка ребенка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
2. Стиль взаимодействия детей и взрослых, развитие коммуникативности.
Гуманно-личностный подход к сотрудничеству с детьми и детей между собой, и личностно-ориентированная модель общения с ними.
3. Преемственность предметной среды.
Среда развития ребенка должна обеспечивать разные виды развития его активности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Методическая работа с педагогами плюс работа с детьми плюс взаимодействие с родителями.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграю от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.