Приложение МААМ

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края»

Наталья Гайдак
Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум

«Экологическое воспитание в процессе ознакомления

дошкольников с природой родного края»

воспитатели : Карпова С. И.

Гайдак Н. В.

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края“» размещена в разделах

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные родного края);

2. Умение использовать полученные знания по природе родного края в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

5.

План семинара-практикума :

1. Экологический тренинг для педагогов.

1. Представление названия команды.

2. Разминка.

3. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».

4. Решение педагогических ситуаций

5. Экологический кроссворд.

6. Игра «Угадай по пантомиме».

7. Творческий конкурс.

8. «Экологические пространства» в группах. (памятки)

9. Материалы для работы с родителями. (памятки).

2. Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим для вас семинар-практикум на тему : «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Наш семинар проводится в форме конкурса. Каждое конкурсное задание оценивается жюри. За каждый оригинальный и правильный ответ жюри вручает балл. В конце подводится общий итог. Представляем вам членов жюри:

1. Для того, чтобы нам с вами было удобно общаться, предлагаем разделиться на две команды, посовещаться, придумать название команде и представить ее. (Звучит музыка, педагоги выполняют задание).

Итак, в нашем семинаре участвуют команды :

2. Разминка.

• И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

• Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

• Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

• Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

• Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

• Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

( Участники поочередно называют: уголок природы : модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).

• Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?

( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

• Что должно быть в уголке природы?

(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

• Что должно быть на участке детского сада?

(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

• Какие методы используются для экологического воспитания детей?

(Наглядные, практические, словесные.)

• Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

• Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

• Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

• Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

• Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

3. Предлагаю вам небольшой блиц – конкурс «Дай правильный ответ».

1. Трава от 99 болезней? (зверобой).

2. Какой цветок цветёт без листьев? (Мать и мачеха).

3. Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (воробьи, овсянки).

4. Разноцветные грибы? (сыроежки).

5. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина).

6. Какая птица летает выше всех (орёл).

7. У кого растут зубы каждый день? (у бобра, зайца).

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка).

9. Чем стрекочет кузнечик (ногой об крыло).

10. У какого дерева ствол белый (береза).

11. Что теряет лось каждую зиму? (рога).

12. Какое дерево цветёт в наших краях последним (липа).

4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут

.

I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

4. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Алеша увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем её название».

Вопросы:

1. Правильно ли поступила мать?

2. Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

3. Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд.

1. Крупная птица с размахом крыла до 3 м, бледно-серого цвета, с большим клювом и горловым мешком, питается исключительно рыбой. (Пеликан).

2. Крупное стройное животное отряда парнокопытных с большими раскидистыми рогами. (Олень).

3. Крупное животное ярко-рыжим мехом и длинным хвостом. (Лиса).

4. Крупная сравнительно толстая змея с окраской красного и желтого цвета, семейство- гадюковые. (Кавказская гадюка).

5. Крупная птица серо-белого цвета с длинными ногами и большим клювом, живёт в камышах и питается лягушками и рыбой. (Цапля).

6. Игра «Угадай по пантомиме».

Каждой команде предлагается с помощью пластики, мимики и жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

Сорока. Индюк. Белка. Лиса. Медведь. Заяц.

7. Творческое задание «Поэтический конкурс»,

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо назвать пословицы и поговорки о природе, рассказать одну экологическую сказку.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Увидел грача – весну встречай.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Любишь кататься – люби и саночки возить.

6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает

.

8. Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подходит к концу, надеемся, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Мы предлагаем жюри подвести итоги нашего семинара.

Желаем вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарим вас за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педсовета «История формирования основ патриотизма при ознакомлении дошкольников с природой родного края» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края Группа оформлена в стиле казачьего жилища: Ситцевые шторки на окнах, занавески на «поставе». На открытых полках расставлена семикаракорская.

Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края»Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической.

Индивидуальный план самообразования «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края» сентябрь Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме. Мониторинг Анкетирование «Что такое экология?». Собрание «Формирование.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Семинар-практикум «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Цель: • Выявить имеющие знания у педагогов.

Выступление на семинаре «Особенности образовательной работы по знакомству дошкольников с природой родного края» «Необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был путешествием к чудесной.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературойЭкологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 20:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гайдак (УИ 58498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД