Eлена Степакина
Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
Публикация «Семинар-практикум „Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Игра-приветствие.
"Мы похожи?. "
Цель: понять, что мы и похожи и имеем право на отличие, то есть каждый имеет право быть собой.
Ходите по комнате, говоря окружающим 2 фразы: "Ты похож на меня тем, что. " и ""Я отличаюсь от тебя тем, что. "
Слайд2
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Пунк 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Слайд 3
Как сложно бывает достучаться до пап и мам?
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. ?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
Слайд 4,5
Родителей детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа «Трудоголики» – это родители, очень занятые на работе. Поэтому они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа не может активно посещать родительские собрания, консультации, тренинги, семинары. Но при правильной организации взаимодействия именно они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком работу на конкурс, примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, «Мама, папа, я – спортивная семья» или субботнике по благоустройству территории детского сада.
Вторая группа «Наблюдатели» – это родители с удобным графиком работы, неработающие бабушки и дедушки. Задача воспитателя – активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу группы, чтобы они не оставались на позиции пассивного наблюдателя. Как видно из практики, активными участниками мероприятий в этой родительской группе становятся бабушки и дедушки. Например: помощь в высадке зеленных насаждений, облагораживание прогулочной площадки и т. п.
Третья группа «Молодой актив» – это молодые родители, с завышенными потребностями и требованиями к детскому саду в получении навыков поведения в коллективе, соблюдении правильного режима дня, обучении и развитии. Задача воспитателя – выделить из этой группы родителей энергичных мам или пап с хорошими амбициями, которые после правильной работы с ними в последствие станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателя. На эту родительскую группу и необходимо опираться при подготовке к проведению праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Упражнение «Какие они – современные родители?»
Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.
Содержание: по кругу передается клубок, и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».
Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.
Слайд 6,7,8,9,10
Чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, можно использовать разнообразные формы работы, которые можно разделить на:
традиционные (родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, утренники, оформление информационных стендов).
нетрадиционные (участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по различным направлениям, презентация группы, видеопрезентация, концерты, клубы по интересам, театральные постановки, оформление стенгазет и буклетов, информация о группе и детском саде на сайте в Интернете, круглый стол, родительская почта).
Подробнее рассмотрим следующие нетрадиционные техники:
Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».
Круглый стол. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».
Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-
«Семейный театр»
Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет, пишут сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы. Спектакль с участием детей и членов их семей может быть проведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.
«Родительская почта»
Можно предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора различной информации : «Почта родительского гнева», «Вы спрашиваете», «Благодарности родителей», «Почта родительских идей» (предложения, пожелания)
Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать, ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания ребенка в нем. Обращение родителей к ДОУ содержит три обязательных абзаца:
1. Уважаемы педагоги (администрация) хотелось бы предложить следующее…
2. Уважаемые педагоги (администрация) могу предложить помощь в …
3. Уважаемы педагоги (администрация) благодарю вас за …
Дискуссия «Я и родители моей группы».
Задание. «Вопросы – ответы»
1. Какие формы взаимодействия с родителями Вы используете?
2. Что не получается, каких знаний не хватает, какие проблемы волнуют?
3. Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?
4. Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями?
5. Какие профессиональные / личностные качества Вы проявляете при общении с ним?
6. Из – за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями?»
«Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»
Слайд 11
Существуют возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:
положительные отрицательные
Нетрадиционная форма проведения (театр, концерты, родительская почта, мастер-класс, деловая игра и др.) Родительское собрание, лекция
Ограничено во времени Собрание длится больше 1 часа
Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, ДОУ Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей
Качественно подготовленное собрание Слабое, плохо подготовленное собрание
Проходит в форме диалога. Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают В форме монолога. Родители только слушают.
Привлечение узких специалистов ДОУ, выступления детей (музыкальная композиция, сценка, подарки друг другу) Выступает один воспитатель
Слайд 12 (афоризмы)
1. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-тренинга?
В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
Исходя из собственного опыта, подумайте и ответьте себе, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) - как первый или как второй толкователь?
Слайд 13,14,15 (выберите подходящие фразы)
«Учимся общаться с родителями»
Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.
Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:
- инициатор беседы уверен в себе;
- утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме;
- исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;
- обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".
Упражнение "Выбери фразу"
Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять (записать их слева)
2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним (записать справа)
Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные"
в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной"
фразы к "желательной".
Предложенные фразы:
Извините, если я помешала.
Я бы хотела.
Вероятно, вы об этом еще не слышали.
Вам будет интересно узнать.
Я бы хотела еще раз услышать.
Мне представляется интересным то, что.
Я пришла к такому выводу, что.
Вы хотите.
Думается, Ваша проблема заключается в том, что.
Давайте с вами быстро обсудим.
Как вы знаете.
Хотя вам это и неизвестно.
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
Вы, конечно, об этом еще не знаете.
А у меня на этот счет другое мнение.
Конечно, вам уже известно.
Вы, наверное, об этом слышали.
После выполнения упражнения, обсуждение и соотнесение с верными ответами:
"Неудачные" фразы:
"Извините, если я помешала…"
"Я бы хотела еще раз услышать…"
"Давайте с вами быстренько обсудим…"
"Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…"
"А у меня на этот счет другое мнение…".
"Нежелательные" фразы в паре с "желательными" :
"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";
"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";
"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";
"Я пришла к такому выводу, что" – "Думается, ваша проблема закл-ся в том, что…";
"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";
"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".
Слайд 16
«Правила построения эффективного общения»
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)
Самые универсальные – это:
1. Улыбка,
2. Имя собеседника
3. Комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Упражнение «Комплимент»
Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы. Чтобы расположить к себе собеседника.
Применить «Правило трех плюсов»
Самые универсальные – это: - улыбка, - имя собеседника, - комплимент.
Задание: Сказать комплимент своему партнеру по общению. Каждый участник по кругу передает мяч и говорит своему соседу добрые, хорошие слова
Инструкция: Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент. В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент дол жен быть немедленно возвращен.
Слайд 18,19,20,21,22
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Приемы установления контакта с родителями.
При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.
Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.
Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:
• Не уважаете других,
• Боитесь,
• Недоброжелательны,
• Плохо воспитаны и др.
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т. п.
2. Короткая дистанция. Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Выделяют 4 зоны, в которых общаются люди. По мере необходимости мы выбираем ту или иную зону. Неправильно выбранное расстояние между собеседниками во время общения может быть воспринято, например, как агрессия или полное равнодушие к собеседнику.
Зона первая - это интимная зона, она распространяется на расстояние 15-45 см. Из всех зон эта является наиболее важной, именно эту зону человек рассматривает как свою собственность. Заходить в эту зону разрешается тем людям, которые близки человеку. Сюда входят любимые люди, родители, супруги, дети, близкие друзья и родственники.
Вторая зона - личная зона, она распространяется от 46 см до 1,5 м. На этом расстоянии мы держимся друг друга во время деловых встреч, бесед.
Третья зона - зона социального общения. Она распространяется от 1,5 м до 3,5 м. На этом расстоянии мы держимся от незнакомых людей, например, от слесаря и водопроводчика, когда они делают какую-либо работу у нас в доме, от почтальона, от продавца, от нового сослуживца по работе и от людей, которых мы не очень хорошо знаем.
Четвертая зона - это так называемая общественная зона, которая начинается на расстоянии, большем 3 м 60 см от тела человека. Оно определяется тем расстоянием, с которого нам приятно общаться или обращаться к большой аудитории людей.
Что мешает или помогает общаться?
1. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
2. Жесты. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. ( Известные жесты: «замки» (скрещенные на груди руки, пальцы рук, ноги)- знаки, воспринимаемые подсознанием любого человека однозначно: для общения Вы закрыты.)
3. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
4. Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Упражнение «Я учусь у тебя».
Участники выходят в круг.
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Заключительная часть. Подведение итогов (обратная связь)
Психолог: На этом наш семинар – практикум подоходит к концу и мне очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Рефлексия впечатлений участников.
«Закончи предложение»
Сегодня я узнала ….
Сегодня я уточнила …
Сегодня я открыла…
Сегодня я вспомнила….
Рефлексия – оценка занятия
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Желаю вам успехов в работе и профессионального роста.
Спасибо за внимание. Всего вам доброго!