Екатерина Кириллова
Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.
Публикация «Семинар-практикум „Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Рассматривая данную проблему в масштабе ДОУ, необходимо помнить, что этап дошкольного возраста - это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Дошкольный возраст- самый уязвимый возраст во многих вопросах, поэтому и важно создание психологической безопасности и комфорта.
Давайте немного поговорим о том, что же все-таки как может влиять педагог в ДОУ и от чего это зависит (в общем).
стиль взаимоотношений
личностные характеристики педагога
педагогическое мастерство (опыт)
межличностные взаимоотношения в группе сверстников
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Выделяют 2 типа.
ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
4. Враждебность окружающей среды ребенка, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
А также режим проветривания, питания и тп. (все, что удовлетворяет базовые потребности ребенка)
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть :
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
В рамках этой темы более подробно остановимся на «плохом» поведении детей, которое часто сбивает педагога с толку и выводит из равновесия, тем самым создавая возможную угрозу психологической безопасности.
Всем известно, как проявляется плохое поведение, давайте разберем возможные причины.
Дети себя плохо ведут, потому что они балуются, потому что они невоспитанные.
Потому что дети думают, что без родителей они могут плохо вести.
Потому что они не приучены к тому, что надо хорошо делать, а не плохо.
Чтобы от них отстали.
Потому что они что-нибудь хотят, а им не разрешают.
Потому что им что-то может не нравится или они рассержены, может они не выспались.
Потому что их ругают.
Сами же дети, считаю так: интервью детей с ответами на вопрос: " Почему дети себя плохо ведут?"
Мотивы разделяются по типу осознанности/не осознанногсти
При этом у детей они часто неосознанные
Поговорим о мотивах плохого поведения.
Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс выделяет два основных постулата, на которых базируется конструктивный подход к «перевоспитанию» отклоняющегося поведения.
1. «Дети выбирают поведение».
2. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:
привлечение внимания,
власть,
месть,
избегание (страх) неудачи.
1. Какой лучший способ чтобы ребёнка заметили? Конечно же - баловство. Ведь если ребёнок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобные клише дети приносят в детский сад, школу. «Делай плохо - и тебя заметят».
2 Власть. Две главные причины властолюбия:
Перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Отношения со взрослыми выстраиваются на основе соперничества и борьбы за главенство.
Мода на «сильную» личность, на «крутых», мода на агрессию.
3. Месть.
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы.
Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека.
4. избегание неудачи
Это тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества.
«Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится».
Поговорим более подробно о каждом из них
Мотив – привлечение внимания
Чувства взрослого: раздражение
Реакция взрослого:множество замечаний, угроз.
Происхождение мотива:
Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
Ребенок не умеет «просить» внимания в приемлемой форме.
Дефицит личностного внимания.
Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.
Мотив власти
Чувства взрослого: гнев, негодование, иногда страх.
Происхождение мотива:
Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.
Сильные стороны поведения: смелость, сопротивление влияниям.
МОТИВ МЕСТИ
Чувства взрослого: подобное поведение вызывает у педагога обиду.
Происхождение мотива: ребенок, которому не удалось получить внимание вышеперечисленными способами, может решить, что его совсем не любят, и он вообще не нравится. Ребенок чувствует боль, обиду и, как следствие, хочет всем показать, где раки зимуют.
Сильные стороны: способность защитить себя от боли и обид.
Мотив «избегания неудач»
Чувства взрослого: вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.
Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.
Сильные стороны: нет.