Ксения Румянцева
Семинар-практикум для педагогов «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Сл 1 - Семинар-практикум для педагогов
«Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»
Цель — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи;
проанализировать и определить пути помощи и поддержки ребенка, семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;
обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
оказание психотерапевтической помощи участникам.
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация семинара; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; шкатулка.
Ход мероприятия
Сл 2 - тема нашего Семинара-практикума
«Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»
«Аномальное развитие –
не дефектное, а своеобразное развитие,
не ограничивающееся
отрицательными признаками, а
имеющее целый ряд положительных,
возникающих в силу
приспособления ребенка
с дефектом к миру».
Л. С. Выготский.
Сл 3 - Разминка
Настройка на внутреннюю психологическую работу.
Упражнение «Никто из вас не знает…»
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу.
Никто из вас не знает, что я (или — у меня).»
Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот человек — мастер спорта, другой — играл раньше в ансамбле на трубе и т. д
Основная часть
Сл 4- 1. Теоретическая часть
Как вы заметили, что каждый человек уникален чем-то, у каждого свои способности, интересы. Так же можно сказать и про ребенка. Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный.
Он постоянно изучает и исследует мир, перерабатывая поступающую к нему информацию и получает, таким образом, новые знания о мире. Ребенок живо реагирует на все новое: ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных ситуациях. Ребенка по своей природе можно назвать творцом.
Сл 5 -Некоторым детям чтобы учиться и развиваться, им необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых.
(На слайд)
«Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.
(на слайд)
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,
Мир «особого» ребенка безобразен и красив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Кому как ни педагогу не знать, что такие «особенные» дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники.
Еще раз повторюсь каждый ребенок – особенный, уникальный, индивидуальный, и именно так к нему следует и относиться. Каким тогда должен быть педагог для таких детей? - Особый!
Педагог должен зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Увлекать, увлекаясь. Зажигать, и в тоже время, самому светло сверкать.
Поэтому позиция педагога по отношению к «особенному» ребё нку должна быть такова: он – мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель работы педагога в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребёнком своего «я».
Сл 5-
В Профстандарте педагога говорится о том, что необходимо включение в образовательный процесс всех детей, в том числе с особыми потребностями в образовании : это дети, как с проявлениями выдающихся способностей, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Часто возникает вопрос «Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?» - сначала спросить педагогов
Сл 5.1. - «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Сл 6 - Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ
На первых этапах работы с такими детьми перед педагогами остро встает проблема-
готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ.
А именно, обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов.
Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Сл 7 - Давайте разберем, что значит
Профессиональна готовность :
Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.
Психологическая готовность :
Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.
Методическая готовность :
Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.
Сл 8-9 -Анализ анкетирование для педагогов ДОУ
«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»
Результаты выведены на экран в таблице
Сл 10- Так какими же качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с ОВЗ?
Наиболее важным личностным качеством является проявление «мудрого» терпения, то есть необходимо быть чутким, заботливым, оказывать незамедлительную помощь детям, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в себе. Он должен любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям является неиссякаемой силой для движения в правильном направлении при работе с «особыми» детьми. Также нужно уметь понимать и уважать детей, то есть принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними.
Мы должны быть убеждены, что каждый ребенок обучаем, поэтому хотелось бы выявить еще одну личностную особенность – это педагогический оптимизм. Речь идет о деятельном оптимизме, то есть педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка, анализирует его уровень развития и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития, свято веря, что его педагогическое воздействие будет успешным. Ну и конечно, гармоничный педагог должен сочетать в себе такие качества как чуткость, искренность, строгость, интеллигентность и любовь к жизни. И бесспорно, необходимо формировать у себя способность к непрерывному научно-методическому и творческому развитию в качестве педагога.
Во-вторых, важно понимать, что не нужно любыми путями и средствами стремиться к высокой успеваемости, большей ценностью для педагога для работы с детьми с ОВЗ, является привитие ребенку общечеловеческих ценностей, норм поведения, навыков самообслуживания, формирование адекватного самовосприятия.
Мы с вами говорили о проблемах готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ, а сейчас мне хотелось затронуть проблему родителей, воспитывающих в семье особого ребенка.
Я предлагаю вам послушать притчу.
Сл 11 - Притча «Горчичное зерно»
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.
Сл 12- Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: ереживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате ережитого шока.
Большинство родителей постеенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка. У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ерсектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже оекать; психологическая дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет педагогу рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Сл -Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Сл 13-
Отношения в такой ситуации между педагогами и родителями детей с ОВЗ складываются не лучшим образом, происходит недопонимание обеих сторон, конфликты. Как нам суметь грамотно разрешить те и ли иные проблемы и сохранить свое здоровье, душевное равновесие.
В первую очередь надо знать причины такого поведения: в одних случаях нападающие на нас либо борются за свои интересы, которые возможно пересекаются с нашими интересами, либо ведут себя так по причине того, что мы им чем-то не нравимся, требуя от них порой того, что они не вилах сделать.
Поэтому, в первую очередь, в конфликтных ситуациях каждому человеку нужна защита своей ауры.
Энергетическая защита –это очень важный элемент энергетической и психологической неуязвимости человека, а также комфортного состояния и хорошего самочувствия.
Упражнение Защитное биополе «Аура»
-Коллеги, а что такое аура?
Аура окружает физическое тело человека. Имеет форму подобную яйцу. Окрас ее зависит от духовного и физического состояния человека. В обычных людей она расположена в 30-40 см от тела. В людей с сильной энергетикой она может быть на большем расстоянии.
Я предлагаю каждому подумать над тем, какая у него аура. От чего она его защищает? Нарисовать свою ауру.
После того как нарисовали, участникам предлагается подумать, от чего она защищает, какую информацию не допускает? Зачем нужна эта защита?
Сл 14 – Писатель Пабло Коэлье писал, что взрослый может научиться у ребенка трем вещам: радоваться без всякого повода, настаивать на своем и всегда находить себе занятие.
Дети – это чуткие и очень удивительные создания. Многие взрослые думают, что поступки детей глупы, но на самом деле они сильно ошибаются. Все, что делают наши дети, наполнено мудростью и чувствительностью.
Что бы ни случилось, родители должны всегда защищать своих детей физиологически, психологически и…энергетически.
Я хочу вам прочитать стихотворение.
Стихотворение Сони:
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
И как его достать?
Ну, помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю… И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.
Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).
Обсуждение
Сл 14(1) -Так перед взрослыми встает вопрос «Как помочь ребенку обрести уверенность, поверить в свои силы, возможности и привести его к собственному успеху. Как помочь родителям особенного ребенка, ребенка с ОВЗ?
Сл 15 -И перед педагогами встают следующие задачи:
1. Привлечь родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе.
2. Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
3. Повысить правовую, педагогическую компетентность родителей.
4. Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.
5. Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
6. Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.
2. Практическая часть.
Сл 16 - Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Сл 17- Упражнение «Родители особого ребенка».
При помощи картинок на слайде ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).
Группа участвует, отвечая на вопросы.
Таблица Упражнение «Родители особого ребенка»
Часть тела (завязываются лентами) Символическое значение
Глаза- Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»
Рот- Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях
Уши- Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения
Руки- Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»
Сердце- Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)
Живот- Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»
Бедра- Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии
Ноги- Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Сл 18 - «История о бегунах»
Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
Сл 19- Мультфильм «Про Диму».
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм
Показ мультфильма «Про Диму».
Сл 20- Взрослым и детям о важном.
Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы :
Как дети в группе общаются с особыми детьми?
Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?
Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой)
Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.
«Если посмотреть на окружающую действительность, то можно увидеть людское равнодушие, граничащее с презрением к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Наблюдая это, невольно вспоминается античная история, когда в Древнем Риме, как и в Древней Греции, высоко ценилось физическое совершенство человека, а убийство немощных младенцев считалось нормой.
Хочется верить, что наши дети будут не такие как мы, а в ближайшем будущем, наше общество станет по – настоящему гуманным, в этом и заключается смысл нашей работы.»
Сл 21- Рефлексия
Упражнение «Ключи».
Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.
В нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п.
И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей.
Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать».
После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.
.
Сл 21 - Итоги семинара-практикума
Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации.
«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды»
(Д. Рескин)
Сл 22-
Благославляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «Особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!
Они в наш мир не зря приходят.
Всевышний посылает ангелов-детей
«Особенных» детей, как испытанье вроде
А в самом деле, чтобы лечить людей.
Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.
От злобы черной, от бездушья темноты
Он выбирает только сильных плечи
Им можешь оказаться ты!
У ангелов - детей, нет крылышков конечно
Но загляните им в глаза!
Там столько доброты беспечной!
И чистая, как ангела душа!
«Особенные» дети, как с другой планеты
К нам присылает их господь не зря!
Они нам раскрывают душ секреты,
Он помогает нам понять себя…