Светлана Белых
Семинар-практикум в подготовительной группе «Готовим вместе детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум в подготовительной группе
«Готовим вместе детей к школе»
Воспитатель: Белых Светлана Викторовна, 1 КК
Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.
2. Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) домашних условиях.
Публикация «Семинар-практикум в подготовительной группе „Готовим вместе детей к школе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Ход семинара – практикума
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня с нами. И пригласили Вас, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить детей к школе. Ведь все, чему мы научим их сейчас, поможет детям быть успешным в школе.
1. Психологическое вхождение.
Упражнение: «Мы справимся, мы вместе»
Для начала предлагаем всем встать в круг и передавать друг другу клубок, наматывая нить на указательный палец с улыбкой называя имя соседа. Мы с вами связанны одной нитью, которая символизирует стремление всех родителей помочь себе и своим детям. Так давайте поднимем руки вверх и громко скажем: «Мы справимся, мы вместе».
Наш семинар-практикум мы проведем в игровой форме с практическими заданиями, что позволит вам лучше понять, как помочь ребенку подготовиться к школе.
Давайте вначале разобраться, что важно сделать перед школой.
Упражнение «Мозговой штурм».
Что важно сделать перед школой?
• Развивать физические способности (следить з здоровьем, приучить соблюдать режим дня, заниматься закаливанием и ежедневной гимнастикой, прогулка на свежем воздухе).
• Развивать мелкую моторику рук (конструирование, раскрашивание, вырезывание, лепка, штриховка и т. д.)
• Сформировать интерес к книге (семейное чтение, заучивание стихов, рассказывание по картинкам).
• Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности (выполнение домашних дел).
• Научить ребенка общаться со сверстниками.
• Развивать усидчивость и волевые процессы (управлять своими желаниями, эмоциями и поступками, уметь подчиняться правилам поведения, культура поведения).
• Ежедневно развивать интеллектуальную деятельность (познавательные процессы).
• Учить ребенка выходить из проблемных ситуаций.
Упражнение «Снежинка»
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).
Слушайте внимательно и выполняйте по инструкции:
Сложите салфетку пополам. Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам. Снова оторвите правый верхний уголок. И т. д.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые. Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?
Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества.
Но каждый из них уникален по-свое
• Один из них уже вполне самостоятелен.
• Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит.
• Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому.
• А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.
Главный совет: любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
Важно для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, необходимо ребенку развивать память, учить правильности запоминания. Для этого эффектно использовать разные игры, задания, упражнения, заучивание стихов, скороговорок и т. д.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие не только памяти, но и речи, и умственных способностей.
Игры для развития памяти
«Цепочка слов». Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т. д.
Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.
Например упражнение «Найди отличия» (показ карточек)
Игра «Дополни предложение». Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее.
При распространении предложения слова могут быть размещены в разных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять слова нужно обязательно опираясь на смысловое содержание предложения:
Например, исходное слово «Птица»:
летела птица;
летела большая птица;
в небе летела большая птица;
в синем небе летела большая птица;
в синем небе летела большая перелетная птица;
в синем небе летела и кричала большая перелетная птица.
Например, исходное слово «Снег»
падает снег;
падает белый снег;
падает белый холодный снег;
на землю падает белый холодный снег;
на землю падает и кружится белый холодный снег.
2. Игра в слова.
Предлагаю Вам запомнить несколько слов (до 10 слов и надо дать время ребенку подумать, почувствовать слово.) Например, предложить следующий ряд слов: снег, сокол, сосна, стакан, снежинка, старик, свет, сосиска, скатерть. (Спросить у ребенка)
- Назови слова, которые ты запомнил.
- Что общего у этих слов? (все слова начинаются с одной буквы)
- Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
- Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
-Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я попросил тебя запомнить. Повтори их!
Игра «В названии какой посуды есть звук «С» (масленка, миска, солонка, стакан, сито, супница, салатница, кастрюля, соусница, сковородка)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
В этих играх у ребенка развивается память, умение внимательно слушать, сосредотачиваться, обогащается словарный запас, закрепляется понятие классификация.
Игровое упражнение «Инструкция».
Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Итак, задание выполняйте по инструкции:
- Нарисуйте в ряд столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании.
- Обведите каждый 3-й кружочек.
- Зачеркните 10-й сначала и с конца.
- Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке.
Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз:
- Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков.
- Заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й.
Данное упражнение поможет развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Упражнение «Действуй по инструкции»
Сейчас я попрошу вас выполнить упражнение «Действуй по инструкции». Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, опустите голову, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.) В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Выступление учителя-логопеда Натальи Михайловны.
Игра со звуками.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ – СИНИЙ, ПОЛОСА – ГОЛОСА, САША – СЕНЯ, БУСЫ – БУСИКИ, ГУСЯТА – ПОРОСЯТА, ТРОСС – ТРОСТЬ.
Практическое задание с картинками на тему «Звуковой анализ слова».
Например: весна, газета.
Игра на развитие познавательной активности. Игра «Аукцион» (предлагается карандаш). Что им можно делать? (чертить, рисовать, точить, кидать, писать, тыкать, катать, грозить, вертеть, чесать). Какой он? (зелёный, деревянный, острый, длинный, непрочный).
Выступление психолога Елены Владимировны.
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:
- Физиологическую готовность – хороший уровень физического развития.
- Психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов обучаемости, это: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи.
- Социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.
Подведение итога по тестированию детей.
Итог семинара. Обратная связь «Все в моих руках».
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где родители отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Что больше всего Вам понравилось?
• Ваши пожелания организаторам?
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.
Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.