Оксана Васильева
Семинар-практикум «В игре готовимся к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«В ИГРЕ ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
Составил:
воспитатель
Васильева О. В.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «В ИГРЕ ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
ЦЕЛИ:
- формировать представления родителей о готовности детей к школьному обучению;
- оказывать родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе с помощью игровой деятельности;
Публикация «Семинар-практикум „В игре готовимся к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- содействовать формированию у родителей представлений о единстве и целостности воспитательно - образовательного процесса в ДОУ и семье.
ЗАДАЧИ:
- дать родителям представление о том, что скрыто за понятием «готовность к школе»;
- обсудить с родителями основные принципы организации игры-занятия в домашних условиях;
- оказать просветительскую и практическую помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;
- использовать практические формы работы с родителями для достижения задач семинара.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: листы с напечатанным цветком с семью разноцветными лепестками по количеству родителей, листы с печатным текстом; листы с игровыми заданиями для развития логического мышления; карандаши.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовка практических заданий для родителей; подготовка памяток «5 самых важных навыков будущего школьника» по количеству родителей; подготовка памяток с советами по проведению развивающих игр по количеству родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
- Под редакцией Н. В. Микляевой «Семейный и родительский клубы в детском саду». Методические рекомендации. М. –ТЦ «Сфера». 2012.
- А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Приложение к журналу «Управление ДОУ», М. –ТЦ «Сфера». 2012.
- Щербакова Ю. В., Зубанова С. Г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста». М. - ООО «Глобус». 2010.
- Султанова М. «Развитие пространственного мышления и речи. Для детей 6-7 лет». М. - Изд. ООО «Хатрер-пресс». 2013г.
- Колесникова Е. В. «Я решаю логические задачи». ООО «ТЦ СФЕРА» 2011.
«ИГРА – ПУТЬ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА, В КОТОРОМ ОНИ ЖИВУТ И КОТОРЫЙ ПРИЗВАНЫ ИЗМЕНЯТЬ» (М. Горький).
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада видеть вас на нашем семинаре-практикуме «В игре готовимся к школе».
В вашей семье растёт ребёнок, и близится то время, когда он пойдёт в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснётся всех её членов: кто-то приобретёт новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится ваш ребёнок. У него начнётся новый этап в жизни. Он станет школьником.
В современном мире очень многое подвергается стремительному изменению и развитию, в связи с этим возрастают и требования к современным детям – школа диктует свои условия, детский сад старается им соответствовать, родители стремятся к совершенству, а в результате этой нескончаемой гонки страдает ребенок. Мы подчас начинаем забывать, что перед нами дети и их ведущей деятельностью и потребностью прежде всего является игра, без которой невозможно формирование познавательной активности и учебной деятельности. Именно игра дает ребенку возможность быть успешным в этом развивающемся мире. В ходе нашего семинара-практикума родителям представится возможность осознать и использовать все плюсы игровой деятельности при подготовке детей к переходу на новую образовательную ступень, сделав развитие детей не только эффективным, но и приятным для ребенка и родителя.
Выделяют три критерия готовности ребенка к школьному обучению : физиологическая, интеллектуальная и социально-психологическая готовность. Давайте разберемся, что включают в себя эти критерии.
Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
- Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Социально-психологическая готовность :
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
- Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
УПРАЖНЕНИЕ “ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”
Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика. (Выполняют задание).
- Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить?
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.
Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению?
Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.
Итак, надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, помогающая в воспитании нравственно-волевых качеств, самостоятельности. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. Чем больше ребенок играет в дошкольном возрасте, тем лучше он развивает необходимые качества и способности. Главное, чтобы игры были правильными, а не заменялись компьютером или игровыми приставками.
«Давай поиграем!» - от вас это предложение должно звучать как можно чаще.
Я хочу предложить вам поиграть в игры, развивающие необходимые для будущего первоклассника качества.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.
В них можно играть, например, по дороге в детский сад или на прогулке.
-Игра называется «Придумай определения к словам». С помощью этой игры активируется словарный запас ребенка.
Попробуйте, пожалуйста, придумать определение к слову «колобок» :
колобок – круглый… Родители: аппетитный, румяный….
Буратино – деревянный… Родители: наивный, озорной….
Дядя Степа – высокий… Родители: справедливый, добрый…
Молодцы! А теперь еще один вариант игры для развития речи ребенка.
-Предложите ребенку слово из единственного числа превратить во множественное число. Можно начать игру так: «Я скажу карандаш, а ты должен сказать карандаши (книга, ручка, пальто, лампа, окно, платье, город, стул и т. д.)». Можно использовать не только имена существительные, но и глаголы, прилагательные: пошла - пошли, бегал – бегали, красный – красные и т. п. Не надо объяснять детям правила образования множественного числа от существительных, важно выработать «чутье».
С помощью следующих игр можно развивать логическое мышление.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
-Произнесите предложение типа:
«Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу»
- что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу? (Петя сначала дочитал книгу);
«Прежде чем открыть дверь, Маша посмотрела в «глазок»
- что Маша сделала раньше? (Маша сначала посмотрела в глазок) и т. п.
С помощью таких вопросов ребенок начинает ориентироваться в понятиях: до и после, сначала и потом, раньше и позже. Просите ребенка, чтобы он давал полный ответ. Таким образом, еще активируется словарный запас.
- «Продолжи предложения»
Предлагаются предложения типа:
«Если сосна выше березы, то береза ….» (Береза ниже сосны);
«Если ствол дуба толще ствола сосны, то ствол сосны ….» (Ствол сосны тоньше ствола дуба).
С помощью этого игрового задания дети учатся делать логические выводы.
-Найди слово в каждой группе, которое не подходит к остальным:
мама, дочка, бабушка, девочка (девочка);
корабль, река, лодка, катер (река);
лицо, лоб, щека, нос (лицо);
плавать, бегать, считать, прыгать (считать).
Для успешного обучения в школе необходимо постоянно тренировать память.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.
Назовите ребенку для начала 5 несвязанных между собой слов, например: соль, шар, нос, жук, суп.
Проверьте, сколько слов повторил ребенок через минуту, сколько спустя некоторое время. Если все запомнил прочно, усложняйте задание: удлиняйте слова, увеличивайте их число и время от времени предлагайте ребенку поиграть. Плохо запомнил, остановитесь на этом этапе, тренируйте память ребенка на коротких словах, малых количествах слов, пока механизм запоминания не заработает. Только тогда усложняйте задание.
И конечно, без внимания в школе никак не обойтись.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ:
Если ребенок знает буквы, то можно предложить ему следующую игру.
Уважаемые родители, перед вами лежит текст. Это всем известная русская народная «Сказка о курочке Рябе». Я попрошу взять карандаш и подчеркнуть в нем все буквы «а» за 2 минуты.
Я думаю, вы убедились, что и взрослому человеку нужно приложить усилие, чтобы справиться с этим заданием.
Играя со своим ребенком, используйте не трудный текст крупным шрифтом. Попросите ребенка, просматривая слова, подчеркивать карандашом без пропусков определённую букву, например, в течение 5 минут. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, Вы сможете следить за успехами вашего ребенка.
Усложнить упражнение можно, используя газетную статью (мелкий шрифт, сложные слова, но усложнять можно, если только ваш ребенок уже без усилия работает с крупным шрифтом.
Учите ребенка вниманию и сосредоточенности уже сейчас, постепенно, тогда в школьные годы ему не придется часами сидеть над домашними заданиями.
Это далеко не полный перечень игровых заданий. Мне хотелось показать вам, что не так уж сложно в повседневной жизни организовать развивающую игру с ребенком, проявив желание и фантазию.
Готовьтесь к школе вместе с ребенком – вместе выбирайте портфель, пенал, тетрадки. Подготовьте его рабочее место – стол, где он будет выполнять домашние задания. Всячески подчеркивайте его новый статус, что он стал взрослее, скоро станет школьником. Выслушайте его возможные страхи, помогите ему разобраться с ними. Расскажите о том, как сами пошли в первый класс. Купите ему самый красивый букет цветов и с улыбкой проводите его на первую школьную линейку, к первому звонку и первой учительнице.
И в заключении, хочу напомнить, что дети впитывают в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и «получим» в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.
Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Спасибо за внимание. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
-Произнесите предложение типа:
«Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу»
- что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу? (Петя сначала дочитал книгу);
«Прежде чем открыть дверь, Маша посмотрела в «глазок»
- что Маша сделала раньше? (Маша сначала посмотрела в глазок) и т. п.
- «Продолжи предложения»
Предлагаются предложения типа:
«Если сосна выше березы, то береза ….» (Береза ниже сосны);
«Если ствол дуба толще ствола сосны, то ствол сосны ….» (Ствол сосны тоньше ствола дуба).
-Найди слово в каждой группе, которое не подходит к остальным:
мама, дочка, бабушка, девочка (девочка);
корабль, река, лодка, катер (река);
лицо, лоб, щека, нос (лицо);
плавать, бегать, считать, прыгать (считать).
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.
В них можно играть, например, по дороге в детский сад или на прогулке.
-«Придумай определения к словам»
колобок – круглый (румяный);
Буратино – деревянный (озорной)
Дядя Степа – высокий (худой).
-Предложите ребенку слово из единственного числа превратить во множественное число - «Я скажу карандаш, а ты должен сказать карандаши (книга, ручка, пальто, лампа, окно, платье, город, стул и т. д.)». Можно использовать не только имена существительные, но и глаголы, прилагательные: пошла - пошли, бегал – бегали, красный – красные и т. п. Не надо объяснять детям правила образования множественного числа от существительных, важно выработать «чутье».
«5 САМЫХ ВАЖНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА»
1. Развитие мелкой моторики рук.
Не надо заставлять ребенка писать прописи. Это, может, и разовьет руку, но отобьет охоту учиться. Ведь маленькому ребенку это пока неинтересно. Отлично развивают тонкую моторику руки лепка из пластилина и глины, рисование, аппликация, оригами – собрание мелких деталей конструктора. А это как раз то, чем дети занимаются с большим удовольствием.
2. Умение работать по правилам.
При решении задач, да и вообще в течение всего учебного процессора необходимо, чтобы ребенок помнил задание во время его выполнения. Эту задачу лучше всего решают детские настольные игры, например, лото, домино, игры, где надо ходить по очереди, бросая кубик.
3. Речевое развитие детей.
Заучивание стихотворений и пересказ текстов в этом не очень помогают. Стоит задавать ребенку вопросы о прочитанном тексте, уточнять, как он понял то или иное слово или выражение. Замечательные результаты даёт рассказ об увиденном по картинке.
4. Произвольное внимание и волевая сфера.
Лучше всего помогают развить это дидактические игры, изобразительная деятельность, конструирование, подвижные игры с правилами. Например, «Море волнуется раз» и «Колечко, выйди на крылечко» - прекрасные игры для развития данных качеств.
5. Умение общаться.
У идущего в школу ребенка, могут возникнуть сложности с адаптацией в коллективе. Следите, чтобы до школы у ребенка появился опыт общения со сверстниками. Приглашайте детей в гости, ходите на детские площадки, запишите его в какой-нибудь кружок.
«Сказка про курочку Рябу»
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!