Юлия Басиашвили
Семинар-практикум «Условия для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Тема: «Создание условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО».
Цель: Продолжить работу по созданию условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Актуализировать и расширять теоретические знания педагогов по вопросу реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии ФГОС ДО;
Публикация «Семинар-практикум „Условия для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Содействовать развитию практических умений педагогов по теме семинара;
3. Формировать умения анализировать, использовать знания в организации своей деятельности, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики; развивать активность педагогов ДОУ, рефлексию собственной деятельности.
Форма организации: семинар-практикум.
Предварительная работа: 1. Работа с творческой группой по подготовке к
мероприятию
(изучение темы, составление сценарного плана мероприятия, проведение анкетирования и т. д.);
2. Проведение консультаций для педагогов ДОУ по теме семинара;
3. Работа по самообразованию;
4. Подготовка технического оснащения к мероприятию, подготовка раздаточного материала, решение организационных вопросов;
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, столы, стулья для участников, листы бумаги, карандаши, ручки, документ ФГОС, корзина с «орешками», изречения, речецветик, материалы для лэпбуков (кармашки, цветная бумага, ножницы, картон, мишень, маркеры
Структура проведения:
I Организационный момент
• Вступительное слово заведующего ДОУ
• Приветствие педагогов
• Адаптационная игра: «Волшебный речецветик»
II Основная часть:
• Игра «О чем высказывания? – 5 мин.
• Озвучивание темы, целей, задач, актуальность
• Блиц-турнир «Крепкий орешек» (вопрос-ответ)
• Работа с документом
• Дискуссионная часть «Думаем и обсуждаем вместе»
• Практическое задание «Требование к речи»
• Практическое задание «Найди принцип»
• Из опыта работы воспитателя «Лэпбук – игровая инновационная технологии»
Просмотр видео «Лэпбук – как форма работы с детьми по речевому развитию»
• Творческая мастерская «Создаем макет лэпбука сами»
• Практическое задание «Формы взаимодействия с семьей»
• «Пальчиковые игры с предметами» - практические упражнения с воспитателями
III. Заключительная часть: рефлексия «Мишень».
Ход семинара:
Ведущий: Уважаемые коллеги, добрый день! Мы рады Вас приветствовать в нашем детском саду. Надеемся, что оно пройдет с пользой для всех нас.
Многие из вас в первый раз в нашем детском саду. Разрешите предоставить слово заведующему детского сада.
Вед. : (обращается к педагогам)
Уважаемые коллеги, добрый день еще раз! Сегодня нас объединило очередное методическое мероприятие, мы обсуждаем тему: «Создание условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО». Работать мы будем небольшими подгруппами.
Уважаемые коллеги, сейчас я прошу вас встать в круг, и начнем мы с вами с игры «Волшебный речецветик».
(педагоги выходят)
Я отдаю вам «волшебный речецветик», и прошу вас передавать его по кругу, где каждый участник, отрывая лепесток, скажет слово, которое у него ассоциируется со словом «речь».
У каждого из вас остался лепесток определенного цвета… Я предлагаю вам таким образом определить свое место для участия. У нас сегодня образовались три творческие группы. Каждая группа объединена определённым цветом. Рассаживайтесь, пожалуйста!
Педагоги рассаживаются за столы.
Вед. Итак, мы будем работать в трех творческих группах. Давайте для удобства определим их номера. Важно, чтобы каждая творческая группа была единым целым, хочется, чтобы у нас получилась продуктивная встреча, состоялся конструктивный разговор по данному вопросу.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Мы часто встречаемся с высказываниями педагогов. У вас на столах размещены высказывания учёных, педагогов.
Прошу вас обсудить и изложить понимание данного высказывания в свете актуальности темы. На обсуждение – 1 минута.
1. «Ходьба как и речь – это два чуда из чудес, к которым мы настолько привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия»
Гелен Доман
2. «Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, основы употребления, построение фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» М. М. Алексеева
3. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский
Высказывания творческих групп.
Вед. Благодарю вас за ваши мнения.
Ведущий: Коллеги сейчас я прошу вас рассказать о том. Что вы чувствовали, когда участвовали в игровом упражнении? (Рефлексия после упражнения)
(ответы педагогов)
Ведущий: Уважаемые коллеги в упражнении вы продемонстрировали умение определять свое место в творческой группе, важность умения слушать, слышать и понимать друг друга, работать в одной команде.
Ведущий: Уважаемые коллеги, итак, тема сегодняшнего мероприятия «Создание условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО».
Цель сегодняшнего мероприятия:
Продолжить работу по созданию условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Актуализировать и расширять теоретические знания педагогов по вопросу реализации задач ОО «Речевое развитие» в соответствии ФГОС ДО;
2. Содействовать развитию практических умений педагогов по теме семинара;
3. Формировать умения анализировать, использовать знания в организации своей деятельности, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики; развивать активность педагогов ДОУ, рефлексию собственной деятельности.
Сегодня на методическом мероприятии мы будем вести разговор, дискутировать и выполнять практические задания. Прошу в ходе работы занимать активную позицию, выражать собственное мнение, говорить по вопросу, прошу продемонстрировать умение работать в команде и учитывать временной регламент.
Ведущий:
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования претерпевает серьёзные изменения. Мы находимся в процессе реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Мы с вами знаем, что стандарт – этот свод обязательных требований, которые предъявляются в современном обществе к дошкольному образованию.
Одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является реализация задач ОО «Речевое развитие». Таким образом, проблема речевого развития является одной из актуальных. Мы знаем, в настоящее время, для всех нас увеличилось число детей с нарушениями речи. Это показывает и статистика. Так, по сравнению с прошлым годом, видны такие изменения (График на слайде)
Очень важно для ребенка создавать условия для речевого развития. В рамках подготовки к методическому мероприятию, был проведен самоанализ, который позволил выявить трудности, с которыми мы сталкиваемся.
Итак, проведенный самоанализ показал, что основными трудностями являются:
1. Использование в работе по речевому развитию детей эффективных технологий;
2. Организация в группе развивающей предметно-пространственной среды согласно в соответствии ФГОС.
3. Вовлечение семей в образовательный процесс ДОУ.
Уважаемые коллеги, трудности определяют развитие образовательного процесса.
Ведущий: Продолжая наш семинар, нам необходимо выяснить потенциал, который у нас есть по данной теме.
Следующее задание называется «Крепкий орешек».
Каждой группе предлагается вытянуть из корзины по 2 орешка, на которых написаны вопросы. На раздумье буквально 1 минута, и вы определяете сами, кто от вашей команды будет отвечать. Если нет ответа, принимается помощь от других команд.
Итак, начнем с группы, которой достался орешек с вопросом № 1.
1. Дайте определение слову «Речь». (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля Способность выражать мысль словами; умение говорить. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил (Википедия)
2. Какие типы связной речи бывают (Монолог, диалог).
3. Назовите основные методы работы с детьми (Наглядный, словесный, практический).
4. Что включает в себя речевое развитие дошкольника? (обогащение словаря, развитие связной речи, развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте).
5. Отличительная особенность в развитии речи детей 3-4 лет. (Активное расширение словаря, ребенок произносит не все звуки (не произносит шипящие, сонорные, ошибки в грамматическом строе (неправильный порядок слов, обьем слов в предложении – не более 4 слов).
6. Главная характерная особенность в развитии речи детей 6-7 лет. (Сформирована произносительная сторона речи (речевой слух, звукопроизношение, владеет диалогической речью, развивается связная речь).
Ведущий:
Уважаемые коллеги, нам удалось вспомнить основные особенности речевого развития ребёнка – дошкольника.
Мы рассматриваем сегодня, как построить качественный педагогический процесс по речевому развитию, в соответствии с ФГОС ДО.
Давайте обратимся к документу ФГОС ДО, который лежит у вам на столах. В документе всего 4 раздела. Давайте посмотрим и найдем в документе особенности построения современного образовательного процесса по речевому развитию. Но надо помнить, что образовательных областей – пять, а соответственно образовательный процесс распределяется на все пять области.
Итак, время пошло. Всего дается 5 минут.
- Время истекло, давайте начнем обсуждать
Ответы команд
Таким образом, мы сказали, что является особенностями построения современного образовательного процесса
Уважаемые коллеги! Мы с вами поработали с документом, определили особенности построения педагогического процесса, согласитесь ли вы со мной, что также одной из особенности построения современного образовательного процесса в соответствии с ФГОС, являются требования к результатам освоения Программы, которые представлены? (ответы воспитателей). Верно. целевые ориентиры
Целевые ориентиры в раннем возрасте.
Теперь давайте найдем целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, касающиеся речевого развития.
Обратимся к разделу 4, п. 4.6
Педагоги зачитывают (ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;)
Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Ведущий: Наступил момент в нашем мероприятии, где мы должны услышать мнения друг друга, порассуждать о том, как могут быть реализованы задачи ОО «Речевое развитие» в детском саду». И я приглашаю вас принять участие в дискуссии.
Какие же, на ваш взгляд, факторы влияют на речевое развитие дошкольников?
Вывод: Действительно, коллеги, мы отметили, на речевое развитие влияют и все эти факторы – и родители, и сам ребенок, и РППС, и педагог.
Педагог, в свою очередь, должен использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, быть инициатором общения.
Слайд 35.
Как вы думаете, какие эффективные формы и методы работы с детьми по речевому развитию педагог может использовать?
(Ответы воспитателей)
Нам интересно ваше мнение, почему воспитателю так важно владеть разными эффективными технологиями?
(Ответы воспитателей)
Ведущий: Мы с вами в дискуссии отметили, что одним из факторов влияния на речевое развитие является воспитатель.
Как вы считаете, является ли важным условием для речевого развития ребенка речь воспитателя?
Вопрос: Почему она важна? какой должна быть речь воспитателя?
(Ответы воспитателей)
Давайте обсудим требования к речи в своих группах
Практическое задание «Требования к речи»
Вывод: Речь воспитателя должна быть: грамотная, правильная, чистая, точная, логичная, выразительная, богатая, уместная. Очень важную роль в развитии речи играет речь воспитателя – как образец;
Ведущий: Уважаемые коллеги, не менее важным условием речевого развития ребенка является и развивающая предметно-пространственная среда.
Напоминаю, что РППС в соответствии с ФГОС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Сейчас вашему вниманию представлены. Ваша задача найти принципы, которые отражены на слайде.
«Найди принцип»
Ведущий: Спасибо, коллеги!
Сегодня в рамках нашей дискуссии мы затронули вопрос о необходимости использования в работе воспитателя эффективных технологий. И сейчас с опытом применения одной из современных игровых технологий выступит воспитатель.
Сообщение из опыта «Лэпбук – игровая инновационная технология»
Презентация и видео «Лэпбук – как форма работы с детьми по речевому развитию»
Ведущий: Спасибо, за предоставленную информацию и ваш опыт работы, я думаю это будет полезно для нас, и многие захотят использовать эту форму работы, обогатить свою среду.
Галина Владимировна: А чтобы у нас не возникало трудностей, при создании лэпбуков, я предлагаю поупражняться в этом, использовать полученные знания на практике. Каждой команде предлагается разработать лэпбук и презентовать свой макет. Тема определяется командой.
Творческая мастерская «Создаем макет лэпбука сами».
Временной регламент – 10 мин.
Ведущий: У нас получилась отличная творческая мастерская, и теперь, я прошу представителей каждой команды презентовать результат вашего совместного труда.
Презентация макетов лэпбуков.
Ведущий: Спасибо, коллеги, за ваше творчество!
Ведущий: Мы выяснили с вами сегодня, что одним из важных факторов влияния на речевое развитие ребенка является взрослый, но не только педагог, а еще и родитель. Все мы знаем, что, в соответствии с ФГОС, родители являются полноправными участниками образовательного процесса.
В каких направлениях мы взаимодействуем с родителей в педагогическом процессе?
Ведущий: Давайте выполним следующее практическое задание: напишите, какие формы вовлечения в образовательный процесс вы используете в своей работе?
Временной регламент – 1 мин.
Ведущий: Благодарю вас за ответы. Важным условием для построения качественного образовательного процесса является компетентность педагога. В разных формах методической работы мы повышаем наш уровень знаний и практических умений.
Мы все знаем, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому мы уделяем в речевом развитии детей большое внимание пальчиковым играм. Сегодня мы остановимся на пальчиковых играх с предметами.
Практические упражнения с воспитателями и гостями по пальчиковым играм с предметами.
Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня разговаривали о создании условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие». Я думаю, что каждый из вас был активен, что позволило нам решить те цели и задачи, которые мы перед собой ставили.
Я надеюсь, мы будем использовать полученные знания в практической деятельности. Я благодарю каждого и вас за активное участие в семинаре.
А сейчас наступил момент рефлексии (выносят мишень).
Для этого мы будем использовать игровое упражнение: «Отметка на мишени».
Выберите, кто из вашей группы будет ставить отметку.
Просьба оставить отметку на мишени в четырёх секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырём критериям: 1) методы активизации 2) содержание мероприятия 3) деятельность участника (самооценка, 4) психологический климат в группе.
Вы можете посовещаться в группе в течение 30 секунд.
Выберите, кто из вашей группы будет ставить отметку.
Я благодарю каждого и вас за активное участие в семинаре. Я надеюсь, мы будем использовать полученные знания в практической деятельности. Я благодарю каждого и вас за активное участие в семинаре.