Папки-передвижки

Семинар-практикум «Учим говорить правильно»

Меренкова Марина Викторовна
Семинар-практикум «Учим говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 186 города Тюмени

Семинар - практикум

Учим говорить правильно

Подготовила воспитатель:

Меренкова Марина Викторовна

г. Тюмень 2021 год

Семинар для воспитателей

Тема: «Учим говорить правильно»

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Учим говорить правильно“» размещена в разделах

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

…Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

С. И. Ожегов.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.

На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.

Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.

Что же значит, быть грамотным?

Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Например, начиная занятие, воспитатель говорит : «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но в его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, отвечает: «Стулик, стуличек». И ему тяжело даётся понимание данного раздела. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. Другие примеры часто употребляемых слов воспитателем с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, сандалики т. д.

Нередко от воспитателя можно услышать фразу: «Играйтесь вместе; хватит играться». Так не говорят. Надо говорить : «Играйте вместе; хватит играть».

Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания «положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае «Ляг! Лягте».

Перечислю другие ошибки: - «Кушать. Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте». Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.». «Крайний». Это слово неверно использовать в вопросе об очереди. Правильно, кто последний.

Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают от истинного смысла.

«Это, как бы, ну, эээээ, вот.» В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной, такие слова являются «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Владеть родным языком — значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства — соответствующие интонации, логические паузы и ударения (т. е. выделять наиболее важные, «ключевые» слова, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т. д.

Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, в ее архитектонику, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли служить моя речь образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами. Правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой речью).

Правила речевой культуры педагога:

Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

Педагог должен говорить внятно.

Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может

существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

принимать ребенка таким, каков он есть;

помнить, что каждый человек самобытен;

верить в способности воспитанников

стимулировать их творческую активность;

уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

не унижать достоинства ребёнка;

не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

помнить, что любой может ошибаться;

не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.

Л. С. Выготский.

Вывод.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.

Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка.

Постоянно обращаться к словарям русского языка с орфоэпическими нормами.

Литература.

file :///C :/Users/User/Desktop/

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rech_vospitatelya_trebovaniya_k_rechi_vospitatelya/

А. Г. Петрякова Культура речи – М. : Флинта, 1997

Е. В. Говорите правильно – М. : Просвещение, 1964

Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.

Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

Э. А. Вартаньян Словарь крылатых выражений – Тула: ООО «Изд. «Родничок», 2001

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Сидим дома. Памятка для родителей «Учим детей правильно мыть руки» ко Дню чистоты на МAAMСидим дома. Памятка для родителей «Учим детей правильно мыть руки» ко Дню чистоты на МAAM Уважаемые мамы и папы, в нынешней ситуации – угроза новой вирусной болезни встревожила весь мир, только и разговоров сейчас, именно об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Учим говорить правильно»
Опубликовано: 8 марта 2021 в 18:16
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Учим говорить правильно»» (включая файлы) размещена пользователем Меренкова Марина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД