ламара козаева
Семинар-практикум «Трудовое воспитание дошкольников» для старших воспитателей и методистов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 г. Беслана» Правобережного района
Республики Северная Осетия-Алания
Семинар-практикум
Тема:«Трудовое воспитание дошкольников»
(для старших воспитателей и методистов района)
Подготовила
старший воспитатель Козаева Л. М.
Публикация «Семинар-практикум „Трудовое воспитание дошкольников“ для старших воспитателей и методистов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2019 г.
Семинар-практикум
«Трудовое воспитание дошкольников»
Цель: Расширить у педагогов знание проблемы трудового воспитания, сформировать интерес к этому направлению воспитательной работы.
План проведения:
1. "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста» (часть 1)
2. Педагогическая игра-викторина «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» (часть 2)
3. Собираем кружку из конфет (часть 3)
Ход проведения: Уважаемые педагоги, тема нашего семинара очень актуальна. Сегодня мы будем говорить о трудовой деятельности в дошкольном возрасте и проблемах трудового воспитания. Прежде чем занять места, предлагаю вам разделиться на три команды.
Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых, самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись советом мудрого народа "Ум хорошо, а два лучше", все вопросы мы выносим на обсуждение.
Начать я хочу с притчи.
Притча - О ТРУДЕ Крестьянин усердно засевал своё поле. К нему подошё л мальчик и сказал: - Я, когда вырасту, никогда не буду сеять зерно! Мужчина посмотрел на него и ничего не ответил. - Это же неблагодарное занятие, - продолжал мальчик. – Я лучше стану богачом. - Почему ты решил, что это лучше? – спросил его крестьянин. - Ты столько сеешь, так много работаешь, но не всё твоё зерно прорастет, – ответил мальчик. – Смотри, что-то склевали птицы, что-то упало на дорогу, некоторые зёрна не проросли из-за сорняков. По-моему, это очень тяжёлый и неблагодарный труд. Старик немного помолчал, а потом ответил: - Не имеет значения, кем ты станешь, ведь ты всё равно будешь сеять зёрна. Чтобы стать успешным, нужно уметь сеять зёрна. Это основа жизни. Когда ты чем-то занимаешься, на пути всегда есть препятствия, будь то сорняки, птицы или что-нибудь ещё. Просто не концентрируйся на врагах, делай лучше свою работу. Умный человек всегда продолжает сеять. Кроме того, никогда не надейся на одно посаженное зернышко. Работай больше и лучше! - Много работать! Да, пожалуй, это единственное, чему может научить меня твоё поле! – усмехнулся мальчик. - Одной работы не достаточно. В любом деле нужно иметь терпение. Нельзя собрать урожай через день после посева. На рост нужно время. Закон природы нарушить невозможно: сначала посадил, вырастил и только потом собирай урожай. Но самое главное – вырастет только то, что посадил. Если ты сеешь добро, то и всходы вернуться к тебе приумноженным добром. Нужно быть очень внимательным с семенами, ведь любое твоё зерно может взойти.
Уважаемые педагоги, сейчас предлагаю перейти к практической части нашего семинара и принять участие в педагогической игре-викторине на тему: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Прежде, чем мы начнём игру, командам необходимо придумать себе название. У вас на столах лежат буквы из которых вам необходимо составить слово. Данное слово и будет названием вашей команды. (Упражнение «Собери слово» - «рукодельница», «мастерица», «помощница».
1. Слайд. Тема семинара «Трудовое воспитание дошкольников»
2. Слайд. Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня. Каким будет будущее зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение трудится, которое, как и все другие, направлено на совершенствование социально-нравственных качеств. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой», «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» - Л. Н. Толстой. Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как научить детей трудится, ибо, как подметил народ: "Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают". Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.
3. Слайд. Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников :
1. Снижение интереса к труду.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:
-насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,
-чрезмерная регламентация действий ребёнка,
-угроза наказания за плохое отношение к труду,
-наказание трудом за плохое поведение,
-недовольство неумением ребёнка.
4. Слайд. Что же входит в понятие «Трудовое воспитание дошкольников»? Давайте вместе ответим на этот вопрос, выполнив задание: «Заполнить пропуски» (работа в командах). Приложение № 1
5. Слайд. В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
6. Слайд. Задачи трудового воспитания. Задание: соединить задачу с подзадачей. Приложение № 2.
7. - 9 Слайды. Проверка.
10. Слайд Виды труда.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда :
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
11 Слайд. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
12 слайд. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
13 слайд. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее, направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
14 слайд. Формы организации труда
ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
15 слайд. ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или пере-ключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:
Дежурства по столовой (2-ая мл. группа,
Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).
Дежурства по уголку природы (старшая группа).
Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.
16 слайд. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).
Условия:
I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х, каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.
3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,
4. Трудом должны быть охвачены все дети.
Способы объединения детей в труде :
Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ’индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;
Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни-ков;
Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;
Совместный труд, его особенностями являются:
А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;
Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;
в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
17 слайд. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
• собственной трудовой деятельности;
• ознакомления с трудом взрослых;
• художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых :
• одни авторы считают, что ребенка нужно знакомить с процессом Труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду;
• другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся : художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
18 слайд. Результаты освоения ООП ДО по образовательной области «Труд»
Результаты освоения программы по трудовому воспитанию определяются по следующим критериям:
- Развитие трудовой деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задание: Каждая команда отвечает на заданный вопрос, по очереди.
Вопросы для первой команды :
1. Назовите формы организации труда? (поручение, дежурство, общий труд, совместный труд, коллективный труд)
2. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
3. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами (ручной)
4. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручения)
5. В какой группе вводятся дежурства по уголку природы? (старшая)
Вопросы для второй команды
1. Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?
2. Действия дежурных по уголку природы?
3. Действия дежурных по занятиям в средней группе: Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место.
Вопросы для третьей команды
1. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно-бытовой)
2. С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, (с первой младшей группы).
3. Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду? (труд в природе)
4. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (со средней группы)
5. В какой группе водятся дежурства по занятиям? (со средней группы)
5. Действия дежурных по занятиям в старшей группе?
Задание: Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания (объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода, взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья, поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми). В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.
Ведущий: Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации - прекрасное качество для каждого педагога.
Вопросы "блиц - турнира" помогут нам выявить самых находчивых, творчески подходящих к любому моменту в воспитании.
Задание: «Заморочки из бочки».
Команды по очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.
1. Если родитель возмущён фактом привлечения его ребёнка к сборке листьев?
2. Если ребёнок отказывается выполнять обязанности дежурного?
3. Если ребёнок отказывается самостоятельно одеваться на прогулку?
4. Если ребёнок отказывается убирать игрушки или делает это небрежно? 5. Если возник конфликт во время коллективного труда?
6. Если дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами?
Задание: «Кто знает, пусть дальше играет».
Вы немножечко устали? Очень долго размышляли? Разомнитесь же скорей, Поиграйте - не робей! Я предлагаю Вам принять участие в игре "Поймай мяч и продолжи пословицу». Педагоги встают в круг. Ведущий бросает мяч – говорит начало пословицы, а педагог продолжает. Больше дела – меньше слов. Глазам страшно, а руки делают. Хочешь жить - умей вертеться! К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Не диво дело начать — диво кончить. Труд человека кормит, а лень портит. Не трудно сделать, да трудно задумать. Лето собирает, а зима поедает. Что посеешь, то и пожнешь. Игра игрою, а дело делом. Делали наспех и сделали на смех. Тише едешь - дальше будешь. Меньше слов, да больше дела. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Кто много говорит, тот мало делает. Век живи - век учись. Делали наспех и сделали на смех. Меньше слов, да больше дела.
Ведущий: Одним из методических приёмов мотивирования детей на трудовую деятельность является художественное слово. Следующее конкурсное задание предполагает проявления творческих способностей воспитателей.
Задание: «Творческое».
Придумайте четверостишие на следующие виды труда : умывание, одевание, труд на участке, уборка игрушек.
Заключительный этап Подведение итогов.
Заключительный этап нашего семинара - словоэстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т. е. взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я.».
Вот и закончилась наша педагогическая игра. Спасибо, что все приняли в ней активное участие. Главное, что Вы заинтересовались секретами детской педагогики и детской психологии и сможете помочь Вашим детям.
Закончить я хочу тоже притчей.
Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьем, а все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.
— Да ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить?
— Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, мне нужно спилить еще 20 деревьев!
И дровосек снова принялся за работу.
Мораль: трудолюбие – это, конечно, хорошо, но разумный труд – еще лучше. Не забывайте время от времени задаваться вопросом об эффективности и целесообразности затрачиваемых усилий – быть может, небольшое вложение времени или средств позволит выполнять работу быстрее и качественнее…
19 слайд.
Спасибо за активную работу!
3 часть нашего семинара-делаем кружку из конфет.
Приложение № 1.
Заполните пропуски
Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность ___ и ___, направленная на ___ у последних общетрудовых ___и способностей, психологической ___ к труду, формирование ответственного ___ к труду и его продуктам, на сознательный выбор.
Приложение № 1.
Заполните пропуски
Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность ___ и ___, направленная на ___ у последних общетрудовых ___и способностей, психологической ___ к труду, формирование ответственного ___ к труду и его продуктам, на сознательный выбор.
Приложение № 1.
Заполните пропуски
Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность ___ и ___, направленная на ___ у последних общетрудовых ___и способностей, психологической ___ к труду, формирование ответственного ___ к труду и его продуктам, на сознательный выбор.
Приложение № 1.
Заполните пропуски
Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность ___ и ___, направленная на ___ у последних общетрудовых ___и способностей, психологической ___ к труду, формирование ответственного ___ к труду и его продуктам, на сознательный выбор.
Приложение № 1.
Заполните пропуски
Трудовое воспитание дошкольников - это совместная деятельность ___ и ___, направленная на ___ у последних общетрудовых ___и способностей, психологической ___ к труду, формирование ответственного ___ к труду и его продуктам, на сознательный выбор.
Приложение № 2.
Установите соответствие между задачами трудового воспитания дошкольников
Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности.
Формирование самой трудовой деятельности ребёнка.
Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности
1. воспитание положительных отношений между детьми в процессе труда
2. воспитание интереса к труду взрослых
3. воспитание правильного отношения к собственному труду
4. воспитание уважения к трудящимся
5. развитие трудовых навыков детей
6. развитие умения планировать трудовую деятельность
7. воспитание уважения к трудящимся
8. формирование общественных мотивов трудовой деятельности.
9. воспитание бережного отношения к результатам труда
10. воспитание стремления помогать взрослому
11. воспитание личностных качеств
Приложение № 3.
1 команда.
1. Связанные с хозяйственно-бытовым трудовым в помещении.
Содержание:
Цель:
Содержание:
Цель:
2. Связанные с трудом в природе (на участке).
Содержание:
Цель:
2 команда.
1. Связанные с хозяйственным трудом на участке.
Содержание:
Цель:
2. Связанные с трудом в природе (в помещении).
Содержание:
Цель: