Макеева Оксана Сергеевна
Семинар-практикум «Стресс в нашей жизни и его профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Стресс в нашей жизни и его профилактика»
Цель семинара-практикума : содействие созданию условий для формирования у педагогов потребности в сохранении и укреплении психологического здоровья.
Задачи: Информирование педагогов по проблеме стресса и способам повышения стрессоустойчивости организма.
Актуализация поиска своего индивидуального способа управления стрессом.
Стимуляция интереса к самопознанию и самосовершенствованию.
Публикация «Семинар-практикум „Стресс в нашей жизни и его профилактика“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Создание психологически комфортных условий для пополнения субъективного опыта каждого участника семинара.
Наше гипердинамичное время – время стрессов. Стресс проник в нашу повседневность не только как слово, но и как центральное явление современного общества. Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Стремление соответствовать этим требованиям диктует необходимость постоянно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Педагоги в процессе своей деятельности взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами-педагогами. Это требует особых навыков взаимодействия. Напряженные ситуации на работе, необходимость контролировать свои слова, поступки и эмоции приводят к истощению эмоциональных ресурсов организма. Профессиональное здоровье педагога следует определять, как способность «организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности». Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В. А. Сухомлинский, ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Умение владеть собой, управлять своими эмоциями считается одним из самых главных показателей, от которого зависит успех деятельности педагога и его психологическое здоровье. Очень важно выработать у педагогов желание и потребность быть здоровыми, научить управлять стрессом, которым так изобилует педагогическая деятельность.
Ход мероприятия: Уважаемые коллеги! Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. И в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. Синдром эмоционального выгорания - результат стресса.
Признаки стресса :
1. Физические:
•общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее; •дрожь или нервный тик;
•спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
•повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
2. 2. Эмоциональные и поведенческие
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Чувство беспомощности, страх.
Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. ".
Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т. д. ; "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать"; кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: наведите порядок дома или на рабочем месте; устройте прогулку или быструю ходьбу; пробегитесь; побейте мяч или подушку и т. п. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте; танцуйте; пойте; лепите; шейте; конструируйте и т. п.
Рефрейминг (слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм" (рамка, так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации) : Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг.
Аутогенная тренировка. В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях. Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей.
Медитация. Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник. Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса : снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА. Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению.