Таганова Юлия
Семинар-практикум «Самообразование педагога. Советы по организации работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение теоретической подготовки педагогов через создание мотивационных условий постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
Публикация «Семинар-практикум „Самообразование педагога, Советы по организации работы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Семинар, практикум
- Темочки
- обучение на курсах (один раз в три года);
- самообразование;
- участие в методической работе города, района, детского сада.
Самообразование (термин) – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. С. И. Ожегов определяет самообразование как "приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя".
Самообразование педагога – это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога происходит путем приобретения знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. При этом каждому воспитателю помогает планирование свой работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Администрации ДОУ следует создавать в коллективе такие условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат.
Цель самообразования педагога ДОУ :
• расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;
• углубление знаний по разным методикам;
• овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
• повышение общекультурного уровня педагога.
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов делается гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес.
Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования.
Педагогам ДОУ предлагается разные формы написания индивидуального плана самообразования.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет :
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески работающих воспитателей :
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть :
• одна из годовых задач ДОУ;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
• в определении темы, целей и задач;
• в планировании работы по самообразованию;
• в ходе реализации плана;
• в изучении и анализе результативности своей работы.
Содержание работы по самообразованию :
1 этап – Подготовительный
Возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2 этап – Диагностический
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. Планирование работы по самообразованию.
3 этап – Организационный
Теоретическое изучение, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. Обеспечение условий для проведения работы.
4 этап – Практический
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).
5 этап – Аналитический
Анализ созданных педагогических условий для развития. Подведение итогов самообразования (выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования).
План самообразования
1. Ф. И. О. педагога -
2. Образование -
3. Тема самообразования :
4. Работа начата : 01.09.
5. Предполагается закончить: 30.05.
6. Цель:
7. Задачи:
• изучить
• разработать
• разработать
• апробировать данную модель на практике
8. Предполагаемый результат:
9. Форма самообразования : индивидуальная.
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
• изучение литературы по теме
• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка;
• разработка модели
• апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
• проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
• обобщение результатов на заседании методического объединения.
• 11. Форма отчета по проделанной работе : сообщение на педсовете; презентация по теме.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.