Дарья Асанова
Семинар-практикум «Готовность педагога к профессиональной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
«Готовность педагога к профессиональной деятельности»
Задачи:
• Рассмотрение разных подходов к понятиям "профессиональная компетентность педагога дошкольного образования" и "готовность педагога к профессиональной деятельности".
• Обогащение представлений о формах повышения профессиональной компетентности педагогов.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.
Ход мероприятия
Вводная часть.
Публикация «Семинар-практикум „Готовность педагога к профессиональной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
В связи с введением в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования:
• Признание дошкольного образования первым (но необязательным) уровнем системы общего образования.
• Утверждение федерального стандарта дошкольного образования с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации.
• Введены обязательные экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
• Отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования.
• Принятие профессионального стандарта педагога.
Презентация «Профессиональный стандарт педагога»
Ведущий: Уважаемые коллеги! Продолжаем вести разговор о профессиональной компетенции педагога на нашем методическом объединении "Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО ".
Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.
Участникам круглого стола предлагаются для обсуждения следующие понятия: «квалификация педагога»,
«профессиональная компетенция педагога»,
«самореализация».
«квалификация педагога» – это уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций (профессиональный стандарт)
«профессиональная компетенция педагога» - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений, знаний при решении профессиональных задач (профессиональный стандарт)
«Самореализация»- наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей (Словарь-справочник «Управление дошкольным образованием»)
Ведущий: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: "Как изменяются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога».
Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Ведущий: Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.
Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.
Ведущий: А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?
Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).
Ведущий: Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".
От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).
1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.
Ведущий: Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.
То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).
При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.
Ведущий: Для отдыха, уважаемые слушатели, предлагаем вам небольшую мозговую разминку, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
Раздаются карточки с буквами.
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л - Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.
К. Д. Ушинский сказал: " В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".
Ведущий: Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
Ведущий: Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам.
(Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).
1. Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников. (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).
2. Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.
3. Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).
Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.
Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?
Мнение участников круглого стола.
Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.
Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?
Мнение участников.
Ведущий: Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций. Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.
Мотивационно-психологическая готовность :
• мотивы, движущие педагогом в работе, в зависимости от преобладающих стремлений (выбрать один тип)
• Самореализация (не представляю себя вне профессии). Педагог стремиться к самосовершенствованию, демонстрирует личностную значимость средствами овладения и реализации положений стандарта в образовании.
• В общественном признании, поощрении со стороны коллег, родителей, детей.
«награждай и проверяй» педагог стремиться овладеть основными позициями стандарта и реализовать их на практике при условии системы материального стимулирования.
• Соответствовать требованиям, избегать административных воздействий (контроль за каждым шагом) педагог не имеет профессионального и личностного интереса к овладению и реализации компетенций в области стандарта.
Теоретическая готовность :
• Педагог имеет представление о назначении, установках и основных принципах стандарта дошкольного образования.
• Знаком с основными нормативами документами, реализующими позиции стандарта (СанПин). Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, профессиональным стандартом педагога, «квалификационные характеристики должностей работников образования» и др).
• Имеет представления о принципах, целях, содержании технологиях организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
• Способен анализировать и продуцировать идеи, теории, концепции в области дошкольного образования в соответствии с требованиями стандарта к организации среды развития и характеру педагогического взаимодействия.
3. Технологическая готовность
• .Способен прогнозировать и осуществлять образовательную деятельность к структуре и логике образовательной программы: цели (задачи – условия - способы- анализ) коррекции
• Способен формулировать и решать вариативные задачи педагогической деятельности в соответствии с возрастными особенностями и содержания образовательной работы.
• Владеет методиками и технологиями дошкольного образования, обеспечивающими реализацию основных направлений стандарта (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
• Способен создавать творческую концепцию воспитания, образования, развитие детей с учетом целевых ориентиров стандарта, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
• Способен анализировать, аккумулировать и использовать творчески опыт других специалистов в процессе совместной работы по реализации стандарта во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и окружающим.
Результативна готовность :
• Умеет определять продуктивность своей образовательной деятельности, степень достижения запланированных результатов освоения детьми образовательной программы
• Умеет рефлексировать на опыт образовательной деятельности, прогнозировать ее дальнейшие развитие в контексте установок стандарта и собственных компетенций.
• Способность к коррекции перестройки своей деятельности в зависимости от имеющихся условий (независимость суждений, кретичность мышления, креативность, чувствительность к проблемам).
Ведущий: Какие формы повышения профессиональной компетенции педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными?
Ведущий: Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".
Ведущий: Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.
Заключительная часть (рефлексия)
Ведущий: В преддверии наступающих выходных дней предлагаем вам сделать себе подарок и доставить радость от полученного сюрприза
Оформление вазы с цветами (из бумажных салфеток)
Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.