Приложение МААМ

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Ткачева Татьяна
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2. Совершенствовать умение воспринимать ситуации межличностного общения, ориентироваться в способах диалогического общения;

3. Содействовать повышению уверенности в себе;

Предварительная работа: проведение диагностических методик "Оценка коммуникабельности педагога с родителями" и "Определение Вашего стиля в общении с родителями".

План проведения семинара:

Педагог-психолог:

Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов „Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями“» размещена в разделах

- Уважаемые коллеги! Для того что бы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Вы прошли сегодня тесты, я хотела бы предложить Вашему вниманию результаты этих методик (озвучиваются результаты и на экране).

Теперь я предлагаю Вам поиграть.

Психотехническое упражнение "Давление"

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.

Педагог-психолог:Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать наравных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Педагог-психолог:

- Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":

1. Улыбка

2. Имя собеседника

3. Комплимент

Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя,доброжелательная улыбка! Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии!Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные,усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка.

Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я": "Я сам такой же", "У меня тоже самое. "Как можно реже употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели., знали. «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Педагог-психолог:

Важно помнить, что в общении действует закон отзеркаливания: собеседник начинает подражать манере общения, причем делает это непроизвольно.

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Уверенность – это основа успеха. Уверенное поведение любого из нас в разных ситуациях не только повышает успешность какой-либо деятельности, но и снижает уровень страха. Однако уверенность не рождается сама по себе, это результат постоянной и кропотливой работы.

А пока, давайте поговорим о том, как проявляется уверенность в нашем теле и почему так важно формировать мышечный «корсет уверенности».

Начнем с самого корсета – предмета, который был необычайно распространен в 19 веке, и который с успехом используется и в наши дни. Основная задача корсета – придание стройности нашему телу и горделивости нашей осанке.

Не зря говорят: «Без осанки конь – корова». Прямая спина, распрямленные плечи, слегка приподнятое положение головы – все это признаки хорошей осанки и внешней уверенности.

Прямо сейчас выпрямите спину, расправьте плечи, приподнимите подбородок и улыбнитесь! Правда, что дышать стало легче? Кстати, ваша безупречная осанка – необходимое условие для правильного дыхания.

Не сутультесь! Мир не лежит на наших плечах, он лежит у наших ног. Через уверенность в теле мы чувствуем уверенность в себе, ведь наше тело – это продолжение наших мыслей.

УПРАЖНЕНИЕ «СТЕНКА».

Упражнение способствует формированию мышечного корсета. Рекомендуется выполнять ежедневно в течение месяца.

• Подойдите к свободной стене и плотно прижмитесь к ней спиной. Ноги при этом слегка расставлены. Ваш затылок, плечи, лопатки, локти, ладони, ягодицы и пятки как будто-то «приклеились» к поверхности стены.

• Зафиксируйте это положение и постойте так минуты 2-3. Обратите внимание на спокойное носовое дыхание – вдох через нос и выдох через нос.

• Стенка «прилипла» к вашему затылку, плечам, лопаткам, локтям, ладоням, ягодицам и вы уносите ее с собой. Двигайтесь 2-3 минуты в зафиксированном положении по всему пространству помещения в любом направлении. Важно – положение тела не менять!

• По окончании – подойдите к стене и сравните положение своего тела до ходьбы и после.

Поэтому, формируйте свой мышечный "корсет уверенности" и он непременно станет вашей сильной стороной.

Педагог-психолог:

- Для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями важна интонация.

Упражнение "Тренировка интонации".

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5мин)

Предлагаю всем участникам по - очереди прочитать предложенные фразы с заданной интонацией: с оттенком иронии, упрёка, безразличия, требовательности и доброжелательности. Все остальные должныдогадаться, с какой интонацией Вы произнесли фразу.

Участникам раздаются заготовки с фразами:

1. Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка

2. Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Педагог-психолог:

- Какая интонация наиболее приемлемая в общении с родителями?

Педагог-психолог:

У каждого из вас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятна, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Следующее упражнение поможет научиться сохранять спокойствие в напряжённой ситуации.

Упражнение "Резервуар"

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряжённой ситуации. Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, "эмоционально заряженным" родителем. Примите на себя роль "пустой формы", резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние "резервуара". Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и всё будет легко получаться. Когда Вы будете уверенны, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в диалог с собеседником.

На первой фазе общения с "трудными" родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстранённость и поддерживать в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет, т. е. не позволять себе зарядиться отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо "продержаться" примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с "агрессивным" родителем, нужно стараться выслушать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с "жалующимся" родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: "Я Вас слушаю ", "Я Вас понимаю". Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнёт "остывать", его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов он успокоиться, в нём будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителями - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблемы.

Что бы избежать противостояния с родителями:

- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

- подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребёнка;

- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребёнку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботиться о благополучии его ребёнка, он перестанет прибегать к "психологической" защите и проявит готовность к сотрудничеству. Не надо стремиться, во что бы то не стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). Обсуждайте проблему, а не личностные качества ребёнка и его родителей».

Педагог-психолог:

- К сожалению, конфликтов с родителями не избежать. В психологии существует термин «стратегия поведения» в конфликте. Подразделяют 5 стратегий используемых человеком в разных конфликтных ситуациях (уступка или приспособление, уход или избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс)».

Упражнение «Яблочко и червячок», памятки «Конструктивное решение конфликтных ситуаций».

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно весит на веточке. Все любуются этим яблоком и восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку?

Участникам предлагается открыть глаза и записать ответ. Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их.

На экране таблица «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях», по которой они смогут оценить плюсы и минусы каждой стратегии поведения.

Если говорить об общении воспитателя с родителями, то следует придерживаться стратегии сотрудничества и в некоторых случаях компромисса.

- Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что – то интересное для себя, и это что – то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

Предлагаю в заключении упражнение «Пирамида».

Все стоят в кругу. Каждый участник, по – очереди, кладет руку в центре на руку другого, составляя пирамиду, и высказывает свои чувства и мысли, свое мнение о сегодняшней встрече.

Уважаемые коллеги, спасибо за участие! Конструктивного Вам общения с родителями!

Приложение:

Тест «Определение вашего стиля в общении с родителями»

(на основе опросника В. Г. Маралова, В. А. Ситарова)

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить:

Полностью согласен- 5 баллов;

Согласен в большей степени, чем не согласен, — 4 балла.

Если согласен и не согласен в равной степени — 3 балла.

В большей степени не согласен, чем согласен, — 2 балла.

Полностью не согласен с приведенным утверждением — 1 балл.

Утверждения:

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность

воспитания ребенка.

3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотятничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями — научить их правильно воспитыватьдетей.

6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка — в большей степени заслуга

педагога. Главное в общении педагога с родителями — показать им значимостьдошкольного учреждения в воспитании ребенка.

7. Общение с родителями, прежде всего — это тяжелый и неблагодарный труд.

8. Конфликты — не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзяубедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

9. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допуститьошибок в воспитании детей.

10. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном

контроле.

11. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

12. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.

13. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше — выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47—43 балла — умеренная ориентированность на авторитарное общение с

родителями.

42—38 баллов — умеренная ориентированность на личностную модель

взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже — выраженная ориентированность на личностную модель

взаимодействия с родителями.

Диагностика профессиональных умений и навыков.

(На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В. Ф. Ряховскому).

– Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.

Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и не-обходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации с родителями. Способы их предотвращения и разрешения» Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации (психолог К. Томас): • Соперничество (конкуренция) — самый распространенный и одновременно.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Важные средства общения» Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов Важные средства общения 1. Игра на сплочение «Шанхайцы». Цель: сплочение группы,.

Семинар-практикум для педагогов «Использование диалога как формы общения» Подготовила: воспитатель Анахтева Ф. А. Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников.

Семинар-практикум для педагогов «Культура общения взрослых и детей» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность детей дошкольного возраста»Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: - о воспитании, развитии, дисциплине; - о психологической безопасности.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья» Ход встречи 1. Приветствие Каждый участник называет свое имя, и на первую букву имени выбирает себе прилагательное характеризующее его.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Стиль педагогического общения» Семинар с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ: «Стиль педагогического общения». Предварительная работа: тестирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 17:01
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Татьяна (УИ 126458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД