Надия Ахмедьянова
Семинар-практикум для педагогов «Культура общения взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава»
647000, г. Дудинка, ул. Островского д. 3,
тел/факс (39191) 5–05–10, e-mail : zabawa00@mail.ru
Семинар для педагогов
«Культура общения взрослых и детей»
Составила:
учитель-логопед
ТМБ ДОУ «Забава»
Ахмедьянова Н. М.
г. Дудинка, 2019 г.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Культура общения взрослых и детей“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«Культура общения взрослых и детей»
Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д.
Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.
Социализация - усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Сущность и значение речевого этикета в общении.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
Как заметил в своё время средневековый философ Марк Аврелий: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живёшь в нём, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнение целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения – это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Отвечая на него можно сказать, что этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.
Само понятие «культура общения» значительно более ёмкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями.
Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы.
Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. "Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как демонстрация своей принадлежности к среде - всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях".
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле – это все правила регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, её тон, выбор выражений). В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения : отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие.
Основные компоненты культуры поведения у детей дошкольного возраста
• Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей.
• Культура деятельности - это воспитание у ребёнка умения содержать в порядке своё место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
• Культура внешности - предусматривает содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви что продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим.
Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,. там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.
Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.
Одним из компонентов общения выступает культура общения :
• формирование у детей знаний норм и правил общения;
• формирование умения общаться с окружающими;
• воспитывать желание у ребенка вступать в контакт;
• предупреждать негуманное проявление эмоций.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
«Способы, формы и методы педагогического воздействия»
• Приучение: дать детям определённый образец поведения, например,
за столом, за игрой, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
• Систематичность: повторение того или иного действия
• Воспитывающие ситуации: создание условий.
• Поощрение: активизация к правильному поведенческому шагу.
• Осуждение и разъяснение негативного поступка.
• Пример для подражания: сказочный и литературный герой, знакомый взрослый или ребёнок.
• Разнообразные словесные методы: беседа, изучение поведенческих правил, рассказ реальной истории, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
• Игровые методы: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, социо-игровые технологии.
С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут проигрываться различные жизненные ситуации.
Дидактическая игра с куклой типа: «Детский сад встречает новенькую девочку» и т. п. С помощью этой игры закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи.
А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Правильная речь рассматривается как:
а) правильное произношение звуков и слов;
б) правильное по смыслу употребление слов;
в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно
стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
Важнейшая задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту».