Ольга Спицына
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Задачи:
1. повышение уровня психологической культуры;
2. развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
3. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
4. развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих;
5. формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.
6. формирование активной социальной позиции педагога.
Темы:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Счастье — это когда тебя понимают“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
1. Общение педагогов
2. Общение педагогов с детьми
3. Как стать компетентными в общении с родителями
1. «Общение педагогов»
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.
Задачи:
1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
2. Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений;
3. Формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.
Ведущий. Я очень рада видеть всех собравшихся.
1. Приветствие.
Упражнение «Продолжите предложение»
Цель: повышение эмоционального фона, установление тактильного контакта, психологическая разгрузка.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Выполнение
2. Вступительное слово.
Байка «Страшный сон»
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»»
Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.
Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.
2. «Общение педагогов с детьми»
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми.
Задачи:
1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
2. развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
3. развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.
Ведущий: Каждый решает сам, какой выбрать способ общения с детьми.
Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.
Мини-лекция «Семь воспитательских позиций по отношению к детям»
Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью, этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.
Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у. детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.
Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно в действиях Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
Красная Шапочка. Эмоциональна непоследовательна и непргматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. действиях В ее отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.
Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!
Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?
3. «Как стать компетентными в общении с родителями»
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.
Задачи:
1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
2. формирование умения конструктивно выстраивать контакт, сдерживать любое проявление негативных эмоций;
3. формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.
Ведущий: У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Мини-лекция: «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения
с родителями воспитанников».
Личностные качества и установки (личностный компонент)
• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
• Установка на доверительное и без оценочное взаимодействие с родителями.
• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент)
• О семье.
• О воспитательном потенциале семьи.
• Об особенностях семейного воспитания.
• О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
• О методах изучения семьи.
• О современных формах организации общения.
• О методах активизации родителей.
Умения и навыки (деятельностный компонент)
• Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
• Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.
• Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
• Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д.
• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
• Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
• Стремится к активному и содержа тельному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.
• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
• Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
• Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
• Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Литература:
1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера,2006
2. Антошина Ю. А., Холодная Е. В. Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов. // Дошкольная педагогика №1,2010, стр. 48-51
3. Голикова О. Ю., Елизарова Н. К. Практикум по развитию общения педагогов //Дошкольная педагогика №8, 2008
4. Дубровина В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М. : Новая школа,1995
5. Калинина р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003
6. Кротова Т. В. Общение воспитателей с родителями воспитанников //Управление ДОУ №3,2008, стр. 106-111
7. Кротова Т. В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание №9, 2007, стр. 108-122
8. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М. : «Гном и Д», 2001
9. Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб. : Питер,2007
10. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб. : Питер, 2007
11. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель,2009