МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»

Ольга Спицына
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

1. повышение уровня психологической культуры;

2. развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

3. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

4. развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих;

5. формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.

6. формирование активной социальной позиции педагога.

Темы:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Счастье — это когда тебя понимают“» размещена в разделах

1. Общение педагогов

2. Общение педагогов с детьми

3. Как стать компетентными в общении с родителями

1. «Общение педагогов»

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений;

3. Формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.

Ведущий. Я очень рада видеть всех собравшихся.

1. Приветствие.

Упражнение «Продолжите предложение»

Цель: повышение эмоционального фона, установление тактильного контакта, психологическая разгрузка.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета?

Выполнение

2. Вступительное слово.

Байка «Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»»

Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

2. «Общение педагогов с детьми»

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

3. развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.

Ведущий: Каждый решает сам, какой выбрать способ общения с детьми.

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.

Мини-лекция «Семь воспитательских позиций по отношению к детям»

Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью, этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у. детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно в действиях Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

Красная Шапочка. Эмоциональна непоследовательна и непргматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. действиях В ее отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

3. «Как стать компетентными в общении с родителями»

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. формирование умения конструктивно выстраивать контакт, сдерживать любое проявление негативных эмоций;

3. формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.

Ведущий: У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Мини-лекция: «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения

с родителями воспитанников».

Личностные качества и установки (личностный компонент)

• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.

• Установка на доверительное и без оценочное взаимодействие с родителями.

• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

• О семье.

• О воспитательном потенциале семьи.

• Об особенностях семейного воспитания.

• О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.

• О методах изучения семьи.

• О современных формах организации общения.

• О методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

• Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

• Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.

• Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

• Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д.

• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.

• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».

• Стремится к активному и содержа тельному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.

• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.

• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

• Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

• Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Литература:

1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера,2006

2. Антошина Ю. А., Холодная Е. В. Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов. // Дошкольная педагогика №1,2010, стр. 48-51

3. Голикова О. Ю., Елизарова Н. К. Практикум по развитию общения педагогов //Дошкольная педагогика №8, 2008

4. Дубровина В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М. : Новая школа,1995

5. Калинина р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003

6. Кротова Т. В. Общение воспитателей с родителями воспитанников //Управление ДОУ №3,2008, стр. 106-111

7. Кротова Т. В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание №9, 2007, стр. 108-122

8. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М. : «Гном и Д», 2001

9. Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб. : Питер,2007

10. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб. : Питер, 2007

11. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель,2009

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Королева детства!» Тема: «Игра – королева детства!» Форма проведения: семинар – практикум Количество участников: воспитатель, педагог – психолог Цель: 1.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с развивающими.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.

Семинар-практикум для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: бросовый.

Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для родителей «Ножницы — это легко» в средней группе Тема: «Ножницы - это легко!» Форма проведения: семинар-практикум. Цель: повышение педагогической компетенции родителей в области формирования.

Семинар-практикум для педагогов «Кризис 3 лет» Актуальность. Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Цель: Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 15:46
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Спицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД