Лариса Анатольевна Воронова
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной группы «Речь будущего первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей подготовительной группы на тему
«Речь будущего первоклассника»
Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей.
Задачи:
1. Продемонстрировать на практике упражнения и игры для развития речи и фонематического слуха.
Публикация «Семинар-практикум с родителями детей подготовительной группы „Речь будущего первоклассника“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Подвести родителей к осознанию того, что совместная деятельность родителей и воспитателей наиболее эффективна.
3. Вооружить родителей практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Организация: родители сидят за столами, образуя полукруг.
План семинара - практикума :
1. Приветствие. Вступительное слово воспитателя.
2. Практическая часть. Игры с родителями.
3. Рефлексия.
Ход мероприятия
1. Воспитатель.
- Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы продолжим с вами разговор о готовности наших детей к школе.
Тема нашего семинара «Речь будущего первоклассника».
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и
непростая. Можно сказать, что речь человека – это визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Как развить речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу. Речь выполняет множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного опыта, регулятора поведения и деятельности людей.
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
Чтобы речь ребенка полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Очень хорошо, если с дошкольниками проводят специальные занятия не только по развитию речи, но и развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Обычно эти занятия весьма эффективны, так как диагностика показывает, что у большинства детей к 7 годам имеются отставания в речевом и психическом развитии. Эти нарушения являются большой преградой на пути к полноценному школьному обучению. Хорошо, если родители и педагоги вовремя заметили отставание своего ребенка от нормально развивающихся сверстников и приняли решение посещать специалистов, которые, используя корректирующие методики, помогут дошкольнику успешно овладеть речевыми и неречевыми (психическими) умениями и навыками.
В норме к концу дошкольного возраста (6-7 лет) ребенок обладает высоким уровнем познавательного и эмоционально-волевого развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. К завершению обучения в подготовительной группе дети должны :
• правильно произносить все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить сложные слова (например, «парикмахер стрижет в парикмахерской»);
• участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответы;
• быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;
• в общении с взрослыми и со сверстниками пользоваться формулами разговорной вежливости;
• различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору сюжетных картин.
Практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, поведенческих, социальных – происходят у всех детей начальных классов с нарушениями речи.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку «Колобок» на
психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе. Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь : Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок.
Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и
достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.
2. - Практическая часть.
Сейчас предлагаем вам игры по развитию речи детей. Прошу принять активное участие.
Развитие логики, внимания, памяти, речи:
Игра «Головоломки» (предлагается исправить неправильные предложения) : ДИВАН ЛЕЖИТ НА КОШКЕ,
У КЛЮВА ДЛИННАЯ ВОРОНА, ДОМ СТОИТ У МАШИНЫ,
В ЧАЕ ГОРЯЧАЯ КРУЖКА,
ПО ДОЖДЮ СТУЧИТ ДОРОЖКА).
Игра «Продолжи фразу» (зачитываются незаконченные фразы – дети должны внимательно их послушать и придумать завершение) : ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО …
СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИЛО, И ПОЭТОМУ … СНЕГУРОЧКА РАСТАЯЛА, ПОТОМУ ЧТО … ЕСЛИ НА УЛИЦЕ ИДЕТ ДОЖДЬ, ТО …
Игра «2 волшебные палочки» (показываются 2 волшебные палочки – большая и маленькая, большая заставляет ребят и слова вырасти, маленькая
– уменьшиться. Далее касается детей по очереди большой и маленькой палочкой и называет слова, которые, надо «увеличить или уменьшить») :
Ты был Стал маленьким Стал большим
дом домик домище
слон слоник слонище
нога ножка ножища
кот котик котище
рука ручка ручища
мост мостик мостище
Игра «Скажи наоборот» (кидается по очереди мяч и называются
слова, дети должны вернуть мяч и сказать слово противоположное по значению (антонимы) :
ЗИМА – ЛЕТО ГОРЬКИЙ - СЛАДКИЙ
ЖАРА – ХОЛОД ПОЛЕЗНЫЙ – ВРЕДНЫЙ
ПРАВДА – ЛОЖЬ БЛИЗКИЙ – ДАЛЕКИЙ
БОГАЧ – БЕДНЯК ЛОЖИТЬСЯ - ВСТАВАТЬ
СМЕЯТЬСЯ - ПЛАКАТЬ ГОВОРИТЬ - МОЛЧАТЬ
ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ ТИХИЙ - ГРОМКИЙ
Играем в сказку (Между родителями распределяют роли персонажей сказки «Репка», раздают атрибуты маски и называют реплики, которые они должны произносить, услышав от ведущего название своей роли);
• Репка –Ух-ты
• Дед – Ай, да я!
• Бабка – Ох, ох, ох!
• Внучка – Здорово!
• Жучка – Гав, гав - вот и я!
• Кошка – Мяу, - мур – я хороша!
• Мышка – пип-пип – я всех сильней!
Ведущий читает сказку, делая паузы в тех местах, где взрослые должны вставить свои реплики. (Тренировка памяти, внимания, эмоционально объединяет участников)
• Репка –Ух-ты • Жучка – Гав, гав - вот и я!
• Дед – Ай, да я! Кошка – Мяу, - мур – я
хороша!
• Бабка – Ох, ох, ох! • Мышка – пип-пип – я всех
сильней!
• Внучка – Здорово! •
РЕПКА
Посадил дед) репку). Выросла репка) большая-пребольшая. Стал тянуть дед) репку, тянет-потянет – вытянуть не может.
Позвал дед) бабку). Бабка) за дедку, дедка () за репку). Тянут потянут – вытянуть не могут.
Позвала бабка) внучку). Внучка) за бабку,бабка) за
дедку, дедка () за репку). Тянут потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка) Жучку). Жучка) за внучку,внучка) за бабку,бабка) за дедку, дедка ()за репку). Тянут потянут – вытянуть не могут.
Кликнула Жучка) кошку). Кошка) за Жучку,Жучка) за внучку,внучка) за бабку,бабка) за дедку, дедка ()за репку). Тянут потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка) мышку). Мышка) за кошку) кошка) за Жучку,Жучка) за внучку,внучка) за бабку,бабка) за дедку, дедка () за репку). Тянут - потянут – ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ! Спасибо!
Мы надеемся, что все предложенные игры, помогут вам и вашим детям в развитии речи и подготовке к школе.
- И напоследок я хочу рассказать вам притчу.
Притча о родителях и детях.
«Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык?
Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча, отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Воспитатель:
- Прослушав эту притчу, я думаю, что она вас натолкнула на размышления о развитии и воспитании своего ребенка.
3. Рефлексия
– Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель
бессилен. Отсюда можно вывести такое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и развитии детей.
Уважаемые родители! Помните!
Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
Решение семинара – практикума :
• Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
• проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
• исправлять неправильное произношение (контроль);
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка (речь должна быть четкой, ясной, грамотной). Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять
формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Конечно, каждый ребенок индивидуален. Одному нужно больше говорить, другому слушать, третьему бегать и прыгать, четвертому «по
минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он
научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Спасибо за внимание!
Используемая литература:
• Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С – П, «Питер», 2007 г.
• Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М. ,
«Владос» 2001 г.
•
Интернет-ресурсы:
https://festival.1september.ru
https://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/specialist/ombudsmen/3582- prislushaemsa
https://mmcmousoh1.ucoz.ru/news/poleznye_sovety_dlja_roditelej_pervoklassniko v/2010-12-06-26
https://shkola9.edusite.ru/p52aa1.html