Татьяна Кротова
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования, в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда» размещена в разделах
В системе дошкольного образования чрезвычайно актуальной становится проблема правильной организации образовательной среды, обеспечивающей условия целостного развития каждого ребёнка на основе гуманно – личностного подхода в воспитании. Создание вокруг ребёнка гуманной развивающей социокультурной среды и психологической атмосферы заботы, безопасности, сотрудничества и любви способствует обеспечению максимально благоприятных условий для реализации основных идей гуманно – личностного подхода. На современном этапе проблема правильной организации образовательной среды в ДОУ может рассматриваться как одна из основополагающих.
Ведь только правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это лежит в основе развивающего образования.
Чтобы получить образовательную среду, мы должны определить её основные компоненты и то, что должно их связывать, установить моделирующие связи, вписать в эту деятельность детей. Вероятно, только в этом случае можно рассчитывать на то, что образовательная среда станет существенным фактором личностного развития ребёнка.
Основная часть
I глава
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. Однако среда в группах часто не соответствует интересам детей, не инициирует их на самостоятельный свободный выбор. Психологические основы построения развивающей предметной среды детства основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.
II глава
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
С. Л. Новоселова утверждает, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом своего опыта. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к ограничению возможностей, а в дальнейшем - к депривации личности. Предметный мир детства - среда развития всех специфических видов деятельности.
Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:
1. Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е. А. Кузьмин. И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды :
- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
-Преобладающее позитивное настроение;
-Авторитетность руководителей;
-Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
-Сплоченность;
-Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка» :
- Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
-Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
-Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент.
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды.
На основе анализа современных разработок и исследований, выделим ряд проблем, которые присутствуют при организации предметно-развивающей среды в ДОУ :
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
Чтобы избежать данной проблемы, в своей практике я особое внимание уделяю насыщенности предметно-пространственной среды в своей группе : тщательно отбираю игровой и дидактический материал, отслеживая его использование детьми в разных видах деятельности…
2. Некоторая стихийность (иногда, однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.).
За 35-летний педагогический стаж работы в ДОУ в моей методической копилке собранно огромное количество разнообразных наработок, картотек, проектов, что ни разу не позволило мне столкнуться с данной проблемой.
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
В своей группе я использую разнообразный материал, который ежегодно пополняется в зависимости от возраста детей.
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
В группе каждая зона и уголок продуманны мной на столько, что ребенок в каждом из них чувствует себя уверенно и комфортно, при этом удовлетворяя свой познавательный интерес.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
ФГОС ДО обязал нас соблюдать вариативность и трансформируемость предметной среды, с чем я полностью согласна: строгое зонирование действительно снижает интерес ребенка к любому виду деятельности. По этому, в моей группе я уделяю этому большое внимание, стараясь разнообразить предметное пространство.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
Считаю очень важным эстетическое развитие ребенка с самого рождения. Имея огромный опыт работы на ясельной группе, хочу высказать свое отношение к различного рода оформлению групп. Считаю, что в любой возрастной группе должен соблюдаться принцип умеренности, что позволит ребенку чувствовать себя в группе спокойным, уверенным в том, что здесь ему также рады, как и дома.
7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол, технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр, а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду.
Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Думаю, не одно компьютерное средство, виртуальная игра, не сможет вызвать настолько яркий и сильный эмоциональный отклик у ребенка, сколько совместная игра «в прятки» или же «кошки-мышки» (пример основан на многолетнем опыте работы на ясельной группе).
Таким образом, в очередной раз, хочу подчеркнуть важность, казалось бы самой незначительной «мелочи» в организации предметной среды в группе. Ведь, каждая такая «мелочь» может оказать огромное влияние на развитие и воспитание ребенка.