Екатерина Кретинина
Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы семинара-практикума
Блок 1. Теоретическая часть- семинар
Тема: Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуа-циях.
Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Публикация «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
• Провести анализ понятия «конфликт»
• Расширить представления педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов
• Изучить динамику и функции конфликта
• Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога.
Блок 2. Практическая часть – практикум.
Тема: «Практические знания и умения в работе педагога по преду-преждению и управлению конфликтами»
Цель:
• Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные си-туации
• Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.
Задачи:
• выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест Томаса)
• познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
• способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта
Подведение итогов. Рефлексия. Список литературы.
Практическая часть - практикум
«Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»
Цель:
• Закрепление теоретического материала
• Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные си-туации
• Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.
Задачи:
• выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест)
• познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
• способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта.
• способствовать формированию навыков общения, умения слу-шать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
• развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников, бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекват-ные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов, возможность посмотреть на отношения другими глазами, улучшить отношения с коллегами, администрацией, родителями.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
• Понятие «конфликт».
• Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.
• Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Добрый день, уважаемые педагоги!
Я рада вас приветствовать на семинаре-практикуме, тема которого
«Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от чело-века поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Слово «конфликт» - означает столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.
Участниками конфликта могут быть :
• Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
• Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.).
• Родители
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профес-сиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощу-щение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Родитель — Администрация
Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
6. Воспитатель — родитель
Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т. д.
Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с ро-дителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием воспитателей психологических особенностей личности родителей.
Поскольку профессиональное общение в системе «воспитатель - ро-дитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Конфликт может выполнять 2 функции: негативные и позитивные.
Отрицательные стороны конфликта :
• разрушает здоровье;
• вызывает стресс, психотравмы;
• разрушает межличностные отношения, семьи, личности;
• формируется отрицательная установка, отрицательный жизнен-ный сценарий.
Положительные стороны конфликта :
• дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
• найти новые пути решения;
• учит формам общения, умению налаживать отношения;
• оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;
• развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.
Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации :
• Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
• Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
• Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.
• Избегание (уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.
• Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантирован-ность успеха.
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта :
1. Возникновение конфликта.
2. Осознание данной ситуации, как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4. Исход конфликта.
Жизнь- игра командная…
Здесь важно найти способ, форму взаимодействия с другими людьми, в которой этот баланс возможен: как удовлетворяя свои личные потребности, не переступать за границу личной территории других людей.
Если вы ощущаете в себе негативную реакцию на другого, не торопитесь действовать, проверьте сначала, правильно ли вы услышали собеседника и то, что он имеет в виду. Он звучит так: «Правильно ли я понял, что вы имеете в виду, что….»
Неразрешимые конфликты часто происходят из-за того, что каждый не столько хочет найти решение для ситуации и компромисс, сколько хочет продемонстрировать свою позицию по данному вопросу.
Что делать, когда вас оскорбили и унизили?
Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.
В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме. Прежде всего проверяется дыхание и сердцебиение.
Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:
• Глубокий вдох и резкий выдох
• Встряхивание лица и тела
• Энергичное поглаживание лица рукой (похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).
Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности, то есть нормальной самооценки и принятия себя.
Проговорите про себя следующий текст:
• Я имею полное право жить;
• Я имею полное право быть таким, как я есть;
• Я имею право ошибаться;
• Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др. ;
• Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.
Восстановление самооценки часто возможно через обращение к тому, за что я действительно себя ценю, уважаю, чем горжусь. Например: «Я ценю себя за свое терпение», «я горжусь своим умением понимать других людей» и т. д.
Любой конфликт разрешаем, есть люди, которые не стремятся к со-трудничеству. И тогда с ними можно только расставаться или отходить на большую дистанцию. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.
«Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.
Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?
В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения :
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
• Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
• Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, пре-пятствуете?
• С каким личностным барьером — установки, темперамент, ха-рактер, “нервозность” — вы столкнулись?
• Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
2. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику;
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
3. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
4. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
5. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Психологические рекомендации в предконфликтной и конфликтной ситуации.
• Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
• Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.
• Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров.
• Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
• Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
• Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
• Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
• Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие проти-воположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участни-ков. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с родителем по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником (авторитетное лицо) или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде : договоре о сотрудничестве и т. д. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.
Уместно и повышает результативность данной работы использование активных форм работы с коллективом (игры, упражнения и т. д.).
Практическая часть
«Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»
Занятия строятся по единой структуре:
Ритуал приветствия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники, направленные на достижение заявленной цели.
Упражнение – приветствие «Жест – имя.».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Яблочко и червячок».
Игра «Найди пару».
Упражнение «Расскажи сказку» - Колобок».
Упражнение «Голова».
Упражнение «Контакт».
Упражнение «Аукцион скульптур».
Упражнение "Поставь себя на место другого".
Упражнение "Информационный диалог".
Деловая игра «Конфликтные ситуации».
В заключении - Упражнение «Скульптура».
Подведение итогов занятия. Рефлексия.