Спирина Анна
Семинар-практикум «Повышение двигательной активности детей в режимных моментах ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Росинка» с. Новобелокатай муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Семинар - практикум
на тему: «Повышение двигательной активности детей в режимных моментах ДОУ»
Инструктор по физической культуре: Спирина А. В.
с. Новобелокатай
2021
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режимные моменты в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: систематизировать знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.
2. Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ по повышению двигательной активности детей.
3. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ, а также на всестороннее развитие детей.
Материалы и оборудование: мячи разного размера, резинка – для прыжков.
Ход.
Большинство взрослых знает о вреде низкой двигательной активности для здоровья человека, а тем более детей.
Целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее действие на организм, обеспечивают полноценное здоровье и развитие.
Тема нашего семинара – практикума «Повышение двигательной активности детей в режимных моментах ДОУ».
В целом в дошкольном учреждении сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости и снижение двигательной активности детей. Но переломить эту негативную тенденцию возможно, ведь все в наших руках.
Что же такое «Двигательная активность»? Ознакомимся с понятием «двигательная активность» различных авторов.
«Двигательная активность» - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. И. А. Аршавский.
«Двигательная активность» - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы. Н. А. Бернштейн и Г. Щеперд.
Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Таким образом, можно охарактеризовать двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Формирование у дошкольников потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того на сколько окружающие взрослые смогут создавать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторики.
Младшие школьники имеют небольшой двигательный опыт. Дети в 2-3 года стремятся к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием (мячом, обручем, кубиком и т. д.). На четвертом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они способны выполнять несложные двигательные задания : восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, бросание мяча и бег за ним и т. д.
Дошкольники этого возраста умеют самостоятельно объединяться в небольшие группы для выполнения игровых упражнений. Если они затрудняются в выборе и длительное время находятся в «бездельном состоянии», тогда необходима помощь взрослого.
Двигательная активность детей 4-5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий. Возникает потребность в двигательных импровизациях под музыку. Педагогу необходимо поощрять творчество дошкольников, знакомить их с содержанием разных подвижных игр.
Развитие двигательной активности детей 5-7 лет является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность.
Структурные компоненты двигательной активности. Педагогам дается 2-3 минуты, чтобы назвать структурные компоненты двигательной активности и выделить в них главные компоненты (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физминутки, динамические паузы, прогулка, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и т. д.).
«Всё новое - хорошо забытое старое, или игры нашего детства».
Ни для кого не секрет, коллеги, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. И не просто научить и рассказать, а организовать большую детскую компанию, играя вместе с ребятишками в качестве тренера. Не беда, если вы забыли правила почти всех игр. Будем вспоминать вместе!
«Резиночки».
Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Это «новая» старая игра в «Резиночку». И я подумала: «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?». Так, обыкновенная резинка может стать настоящей находкой в работе с детьми по стимулированию их двигательной активности. Основой игры являются прыжки.
Прыжок в «Резиночки» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «Резиночку» способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышцы тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость.
Правила игры в «Резиночку» просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резинка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру (предложить педагогам по схемам прыжки через резиночки).
«Классики».
Вариантов игры в «классики» было великое множество. Но чаще всего играли так. На асфальте расчерчивали игровое поле из десяти клеток примерно 30x30 см. Клетки шли двумя столбиками. Первый нумеровался от 1 до 5, второй в обратном направлении от 6 до 10. Самое главное в «классиках» – хорошая бита. Делали ее из круглых жестяных коробочек от леденцов или баночек от обувного крема. Внутрь насыпался песок. Иногда биту заменял камешек. Играло несколько человек. Первый игрок бросал биту в «первый класс» – клеточку с цифрой «1». Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны были попадать на линии. Если это случалось, ход переходил к следующему участнику, а этот игрок начинал все сначала. Если же первый класс проходился успешно, игрок переходил во второй класс. Теперь ему нужно было, не заходя на игровое поле, бросить биту в клетку с цифрой «2» и уже оттуда гнать ее из клетки в клетку. Необходимо было обладать достаточной долей сноровки и для того, чтобы ловко прыгать, и для меткого броска биты в нужную клетку. Выигрывал тот, кто первым проходил все классы. Педагогам раздаются карточки «классиков».
«Игры с мячом».
Сколько замечательных игр с мячом было во времена нашего детства, и всегда они проходили необыкновенно весело и интересно. Сейчас понимаешь, что кроме радости эти игры несли в себе и массу других полезных свойств: развивали ловкость и выносливость, тренировали координацию движений и внимание. Давайте попробуем вспомнить, что же умели делать наши мячи, и мы вместе с ними. А потом научим этим волшебным играм наших подрастающих детей.
Целая серия игр предполагала соревнования между участниками в ловкости и умении виртуозно владеть мячом. Назывались эти игры по-разному: «Попугайчики», «Десятки» «Козлик», «Вышибалы». Для одних упражнений нужен был только небольшой мячик (идеально – теннисный, для других – мяч побольше (волейбольный) и стена.
Игра «Действия с мячом».
Участники встают в большой круг, передают мяч друг другу и с помощью глаголов называют действия и манипуляции с мячом.
«Мозговая атака».
Аббревиатура (СССР, МАДОУ, ФСБ, СНГ, МЧС, ЦРУ, ФЗОЖ, ООП, ФГОС, ЧБД). Педагогам предлагается расшифровать аббревиатуры в соответствии с физкультурно-оздоровительной тематикой. Например: СССР – самые сильные и смелые ребята, МЧС – мы чемпионы спорта и т. д.
Уважаемые педагоги, от вас зависит насколько насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность будет предложена детям для того, чтобы реализовать главную их потребность в дошкольном возрасте — потребность в движении. Играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт и, может, с вашей легкой руки многие забытые игры и забавы вновь оживут. И в детстве наших воспитанников тоже будут и резиночки, и классики, и скакалки, и радость настоящей детской дружбы, и такие одновременно простые и очень непростые дворовые игры, игры - вашего детства.