Юлия Юрьевна Солод
Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!» для родителей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Золушка»
Семинар - практикум «Поговори со мною, мама!»
(для родителей детей раннего возраста)
Педагог-психолог
Солод Ю. Ю.
Семинар - практикум «Поговори со мною, мама!»
(для родителей детей раннего возраста)
План:
1. Приветствие
Публикация «Семинар-практикум „Поговори со мною, мама!“ для родителей детей раннего возраста» размещена в разделах
2. Ранний возраст от 1 года до 3 лет
3. Особенности развития речи детей раннего возраста.
4. Развивающие игры для детей раннего возраста
5. Рефлексия
Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Ознакомить родителей с развивающими игрушками для детей раннего возраста.
Материал: фото развивающих игрушек для выставки, мячик, бумажные салфетки, ватман, детская книга со сказками.
Ход семинара:
Упражнение «Весёлый мячик»
Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участница по имени Ирина может сказать: «Меня зовут Ирина, и я люблю ирис». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Ирина, которая любит ирис, а я Татьяна и я люблю танцы».
Упражнение «Бумажные салфетки»
Упражнение создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаё тся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.
Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.
В этот период формируются основные навыки самообслуживания. В этот период происходит развитие игры ребенка как вида деятельности. У игры появляется сюжет, ребенок постепенно научается развивать его.
Мы с вами рассмотрим и особенности развития речи детей раннего возраста, и развивающие игры для детей. Для начала я попрошу вас высказаться, обменяться мнениями о том, как говорят ваши дети, какие при этом возникают трудности и как вы с ними справляетесь.
Обсуждение в кругу «Как говорит мой ребенок…»
Цели: заинтересовать участников предложенной темой; способствовать созданию атмосферы общности.
А сейчас мы с вами увидим, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Упражнение «Чтение сказки»
Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Особенности развития речи детей раннего возраста.
На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития речи.
К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу, а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый.
Заметно увеличивается словарный запас.
Дыхательный и артикулярный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.
Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря:
- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Разминка «Танец тела»
Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают двигаться под музыку, последовательно подключая к движению различные части тела:
- начинается движения с танца головы;
- добавляется движение плеч;
- добавляется движение рук;
- добавляется движение корпуса;
- добавляется движение ног.
Во второй половине упражнения движения последовательно сворачиваются:
из танца выходят ноги;туловище;руки; плечи;голова.
Развитие мелкой моторики
Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму.
Начинать лучше с простого «зайка», «коза» и т. д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить и т. п. Так же мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, сортирует мелкие предметы.
Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук, который выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 мин., проводиться несколько раз в день. Состоит из следующих типов движений: поглаживание, растирание, вибрация, сгибание-разгибание пальцев
Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры (несколько пальчиковых игр) :
«Замок!»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
Покрутили,
Потянули
И открыли!
«Солнышко»
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло,
Стали лучики светить,
Малых деток веселить.
Прилетели тучки,
Спрятались лучики.
«Дом»
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Ну а теперь мы с вами рассмотрим развивающие игрушки для детей раннего возраста.
С появлением в семье малыша появляются и игрушки: их покупают сами родители, дарят родственники и друзья. Все понимают, что игрушки нужны малышу, чтобы забавлять, доставлять приятные эмоции. Иногда родители, стремясь выразить свою любовь к ребенку, покупают такие игрушки, которые не соотносятся ни с его физическим развитием, ни с его особенностями зрительного восприятия. Так счастливый отец дарит новорожденному первенцу огромную мягкую игрушку – и она долгое время будет лежать без дела. Какие же развивающие игрушки нужно покупать для малыша.
Выбирая игрушки для ребенка раннего возраста, необходимо обращать внимание на такие качества:
-игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов
- игрушки должны быть прочными, ведь большинство из них ребенок будет ощупывать, жевать, бросать и т. д.
- игрушки должны быть окрашены в яркие цвета, детали должны быть четко различимыми
И вот некоторые развивающие игрушки (фото) :
Резиновые или мягкие игрушки, должны быть небольшими удобными для захвата. Так же с помощью этих игрушек вы можете развивать речь малыша, научив его повторять звуки, которые издают животные (кошка, корова, собака)
Пластмассовые ведерки (красное, зеленое, синее, желтое, пластмассовые кубики, фигурки. С помощью этих игрушек вы научите ребенка различать основные цвета.
Строительный набор. Ребенок осваивает понятие «большой», «маленький». Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики.
Игрушки с прорезями. Подобные игры учат ребенка соотносить форму, размер и цвет, развивает познавательные навыки, моторику рук.
Лото для самых маленьких. Ребенок запоминает объект, слово.
Наборы детской мебели. Необходимы для ребенка для имитации действий взрослого, так дети постигают «социальные отношения»
Мозаика. Развивает тонкие движения пальцев. Закрепляете знания цветов.
Игры со шнуровкой (ботинок, пуговица) учите ребенка навыкам самообслуживания.
Упражнение «Плодородный сад».
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о нашей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече!