Анфиса Байбулатова
Семинар-практикум для родителей «Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное
развитие ребенка раннего возраста»
разработала учитель дефектолог
МБДОУ «ДС «НЕПОСЕДЫ» г. Муравленко
Байбулатова Анфиса Нурисламовна
Цель: Формирование у родителей понимания значимости использования колыбельной песни в психоэмоциональном развитии и профилактики речевых нарушений детей.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Влияние колыбельной песни на психоэмоциональное развитие ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Колыбельные. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
1. Роль колыбельной песни в развитии детей раннего возраста
2. Пробуждение интереса и желания родителей к пению колыбельных песен детям.
3. Дать представления о взаимосвязи колыбельной песни и психоэмоционального развития ребенка
4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей посредством использования колыбельных песен.
Ответственные: Хомутская В. В. музыкальный руководитель, Хисматуллина З. Х. учитель-логопед, Байбулатова А. Н. учитель-дефектолог.
Участники: родители групп раннего возраста «Чебурашки», «Кнопочки», «Малыши», «Лучики».
В. В. Хомутская, музыкальный руководитель:
(Слайд 1,2)
Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Он быстрее забывает свои беды, когда его укладывают спать лаской. Именно ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Поэтому для крохи колыбельная - не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Наши предки хорошо понимали важное значение детского возраста и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире.
(Слайд 3-8)
Немного из истории «Отчего же песню назвали колыбельной?»
Сначала разберемся с термином «колыбель» и используем «Толковый словарь русского языка» Даля В. И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать, т. е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.
В старину колыбельные песенки играли еще и охранительную роль. Они по древним языческим верованиям защищали ребенка от злых сил! Наши предки считали, что явившийся из небытия младенец еще не до конца принадлежит миру живых, так как одержим духом того мира, откуда пришел. И лишь после изгнания злого духа из малыша можно было бы «лепить» настоящего человека. В момент засыпания и сна коварные духи, обретающие в это время власть над душой человека, могли вернуться в его тело и окончательно утащить в потусторонний мир.
Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, – она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Это первые словесные музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий.
(Слайд 9-14)
А. Н. Байбулатова, учитель-дефектолог:
«Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою.» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа — матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.
В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели — первому собственному месту ребенка в этом мире.
Висит колыбель на высоком крюку.
Крюк золотой,ремни бархатные,
Колечки витые,крюки золотые.
В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край» :
Баю, баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И потащит в лесок,
И положит под кусток.
Колыбельные песни слушают не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имеют самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через «край», познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.
Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.
Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.
Но самое важное в колыбель ной песне — это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо — ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!
А как важна привычка постоянного общения с матерью!
Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе, И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.
(Слайд 15-18)
З. Х. Хисматуллина, учитель-логопед:
Речь – чудесный божий дар – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась.
Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В самом раннем возрасте речь становится основным средством общения. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения. При недостатке общения речь ребёнка не развивается, и он может вырасти замкнутым, робким и с множественными нарушениями всех ее компонентов. Поэтому, чтобы избежать таких проблем в старшем дошкольном возрасте и в последующей жизни ребенка, необходимо своевременно и непринужденно начать развитие речи с первых дней. Научно доказано то, что наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства малого фольклора.
Родившись, ребенок попадает в новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребенок чувствует тепло маминых рук; видит улыбку; слышит ее сердцебиение, голос. Ведь так важно, чтобы мама уделяла как можно больше внимания своему малышу. Каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолком подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества – изобилие слов-признаков предметов, образных сведений, множество синонимов, антонимов. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется колыбельная. Позже появляются слова. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни.
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Обязательно в колыбельных для малышей много раз звучит имя ребенка. Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много раз слышит свое имя) способствует осознанию ребенком своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.
Колыбельная песня как форма народного поэтического творчества содержит большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
При пении колыбельных мама растягивает гласные звуки: «баюшки-баю-у-у-у-у-у», акцентируя в своей речи гласные. Такая манера пения позволяет малышу хорошо развиваться. Формирует фонематическое восприятие, то есть выделение в речевом потоке отдельных звуков речи.
Звук [а] (баю-ба-а-ай) и звук [у] (баюу-у-ушки-баюу-у-у) – одни из самых древних звуков колыбельных песен, соответствующих развитию речи у малышей. Ведь первыми речевыми реакциями младенцев как раз и появляются «уа» и «ау». Поэтому эти гласные как нельзя лучше соответствуют природе развития, физиологии младенца.
Колыбельные песни для малышей поются в медленном темпе. Этому способствует манера пения с протягиванием гласных звуков.
В колыбельных для малышей часто встречаются шипящие и свистящие звуки. Как часто укачивают малыша – шшш. Эти шипящие звуки действуют успокаивающе: «Баю-баю-баюшки».
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени… Колыбельные песни – это особый мир детства. В течение многого времени приговорки, сказки, загадки, потешки, считалки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их старинные фольклорные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.
Замечательно, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни: с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушками, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и в тоже время развивают нравственно, физически и духовно.
Игра «Это мой дом»
(Если жилище птиц, зверей, насекомых названо правильно, то поднимаем руки «домиком» над головой, если нет – хлопаем в ладоши)
У насекомых, птиц, зверей –
Так же как и у людей, -
Есть различные дома,
Их вам перечислю я.
Вы внимательно следите
И ошибки все найдите:
В хатке бобр проживает,
В будке ежик отдыхает,
Свили ласточки гнездо,
С дуплом белке повезло.
Логово – для волка дом,
Норка выбрана котом,
В улей птицы несут мед,
В ракушках страусы живут,
Скворечник домик для скворца,
Берлогу выбрала овца.
Аквариум - дом для зайчат,
А щели насекомых защитят.
Мы с вами поиграем и потом
К себе в пещеру весело пойдем.
Очень жаль, что колыбельные песни утеряли свою значимость в нашем мире сверхзвуковых скоростей, сложной техники. Немногие современные мамы прибегают к замечательному опыту наших предков. Но я думаю, со временем все вернется, только надо вспомнить, подсказать, научить.
(Слайд 19-21)
Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким, такие простые и понятные, в то же время с глубочайшим смыслом. Колыбельные песни – это залог психического и физического здоровья, это первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запомнить слова, их значения, порядок слов в предложении. И еще большую роль играет ритмичность произносимых слов. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, успокаивают ребенка более того, психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворенными и защищенными, так как вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительный выдох с пением – протягиванием гласных, что успокаивает маму, дает ей возможность расслабиться, дает возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.
Чтобы ваш малыш быстрее засыпал, пойте ему детские колыбельные песни. Следует также отметить, что колыбельные песни положительно влияют не только на самых маленьких, но и на старших дошколят, а то и на младших школьников. Мамина песня остается в памяти на всю жизнь. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. И не важно, что вы не профессиональная певица, и нет музыкального образования – пойте, пойте. Для малыша ваш голос милее всего на свете. Знакомый, родной, любимый голос, который малыш слышал еще находясь в утробе, - мамин голос. В любом случае все первые годы жизни малыша ему нужна именно мамины колыбельная.
Нужно всего лишь придерживаться несложных советов наших бабушек:
• повторять одну и туже колыбельную много раз «по кругу», пока малыш не заснет;
• петь в спокойном темпе, растягивая гласные;
• гладить малыша в ритм колыбельной или раскачивать кроватку в ритм песни;
• петь без напряжения голоса, ласково, нежно.
• Вот несколько примеров колыбельных песен. Они всем знакомы, всегда на слуху, такие родные, пришедшие из мира детства.
Поют под музыку под руководством музыкального руководителя (сборник колыбельных песен на слайдах).
Колыбельная
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар — птицы,
Ты ей пожелай — Баю — бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
Текст колыбельной песни «Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В. А. Моцарта)
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
«Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»)
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.
Дитя появляется на свет из утробы матери, мама для ребенка – весь мир, и если мамин голос откроет ему «большой мир» через колыбельные, это поможет ему сохранить мир с собой на всю жизнь. Спасибо за внимание!