МААМ-картинки

Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста «Поговори со мною мама»

Татьяна Волкова
Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста «Поговори со мною мама»
▼ Скачать + Заказать документы

«Что я слышу – забываю,

что я вижу – помню,

что я делаю - понимаю»

Конфуций

Ранний возраст детей является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении с взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т. д.

Публикация «Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста „Поговори со мною мама“» размещена в разделах

Главная задача взрослых в этот период: помочь овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше взрослые будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться.

Ребенок на данном этапе развития должен понимать обращенную речь, например: "Где лежит мишка?" "Куда мы положили машинки?". Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: "Что это?", "Зачем?", "Куда?". Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Малыш знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребенок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество (красный, зеленый, круглый, длинный). Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребенок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному материалу: "Курочка ряба", "Репка", "Теремок". Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть.

В семье для ребенка должны быть созданы такие условия, где он испытывал бы удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.

Возраст от 1 до 3 лет – сенситивный период речевого становления, период наиболее чувствительный к воздействию, будь-то воспитание или развитие. Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребенка! Поэтому, чем больше ребенок будет общаться с взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослого должна быть: четкой, неторопливой, доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями, грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, необходимо общаться с ребенком, читать ему стихи и сказки. Чем чаще разговаривать с ребенком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

Взрослые должны:

• внимательно и заинтересованно выслушать ребенка;

• вовлекать детей в разговоры;

• помогать малышу, вступать в речевой контакт со сверстниками;

• много говорить с детьми. Говорить в течение всего дня!

• играйте с малышом, стройте, помогаете ему умываться, рассматривайте с ребенком книжку, что-то вместе мастерите и т. д. ;

• путешествуя с малышами, всем интересуйтесь, все рассматривайте, исследуйте и экспериментируйте вместе с детьми.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он хочет и что делает.

Читайте ребенку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном прикосновении, в контакте с взрослыми. Большинство детей - любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Полезны так же стихи, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями доступными восприятию ребенка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка стоит на столе", "В чашке чай", "Я буду пить чай" со временем на такие вопросы начнет отвечать ваш ребенок.

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он будет вынужден обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если ребенок не может назвать предмет (не знает, как он называется) назовите его сами несколько раз четко проговаривая все звуки: "Тебе дать куклу, мишку?" Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте короткий диалог "Дай – на". Например: дай мяч - на мяч; дай сок - на сок.

Предоставляйте возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у малыша ощущение собственной значимости и самоценности («ты хочешь играть с куклой или зайчиком?»). Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать (ребенок рвется к песку, воде).

Более доступными являются продуктивные виды деятельности для развития мелкой моторики – лепка, рисование, аппликации, которые развивают речевые и сенсорные способности. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в рассказ, а рассказ - в рисунок, к которому неоднократно возвращайтесь.

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является игра. Именно игра стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения.

Игры с музыкой. Значение этих игр в речевом развитии трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, играют на музыкальных инструментах. Поощряйте ребенка двигаться под музыку. Ничего страшного в том нет, что ребенок начнет подпевать песенки целиком, помогайте ему, пойте вместе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии - так рождается творец.

Игры на развитие слухового восприятия. «Угадай, что звучит». Подберите 3 – 4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты, заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребенок должен угадать, какая игрушка звучала.

«Угадай, где звучит». Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши, гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Ребенок должен определить, откуда исходит звук.

«Угадай, чей это голос». Предварительно познакомьте ребенка с тем, что предметы, животные и насекомые могут издавать тот или иной звук. Ребенок должен угадать, какому предмету, животному или насекомому вы подражаете.

Игры на развитие артикуляционной моторики.

Динамические: «часики», «лошадка», «качели», «почистим зубки», «маляр», «вкусное варенье», и т. д. Статические: «улыбочка», «заборчик», «чашечка», «иголочка», «горка», «трубочка», и т. д.

Игры и упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата направлены на формирование у ребенка правильного произношения звуков и слов. Но сначала ребенок должен освоить каждый звук в отдельности. Поэтому работу по выработке правильного произношения в словах следует начинать с закрепления их в изолированном виде, затем в небольших звукосочетаниях, словах, а потом добиваться правильного и отчетливого их произнесения в речи.

Вот несколько простых игр для уточнения и закрепления правильного произношения звуков.

«Покажи, как плачет куколка». Протяжно, громко и отчетливо произнесите звук [а] демонстрируя, как плачет куколка. Затем предложите малышу воспроизвести плач куклы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук.

«Самолет». Как гудит самолет: произносите отчетливо и протяжно звук [у]. Затем предложите малышу воспроизвести гул самолета. При произнесении звука ребенок вытягивает губы вперед, отчетливо и достаточно громко произносит звук [у].

«Лошадка». Покажите ребенку лошадку, а потом как она кричит: произнесите протяжно и громко звук [и], затем попросите малыша показать, как кричит лошадка. При произнесении звука губы ребенка должны быть растянуты; звук произносится отчетливо и громко.

Для уточнения и закрепления правильного произнесения согласных звуков можно использовать звукоподражания: корова мычит – му-у…Мышка пищит – пи-и…Машина гудит – би-би-би-биип. Лягушка квакает – ква-ква…Собака лает – ав-ав…Дятел стучит клювом – тук-тук-тук. Гусь гогочет – га-га-га…

Таким образом, как показывают исследователи, основа формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Именно поэтому так важно совместное с взрослым рассматривание ребенком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью.

Второй фактор развития речи – установление частого эмоционально-положительного контакта – подразумевает использование преимущественно индивидуального общения взрослого с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой.

Третий фактор развития речи – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Список используемой литературы

1. Галанов А. С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» - М. : Арни, 2000г.

2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. – «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М. : Просвещение, 2001г.

3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб. : СОЮЗ, 1998. – 96 с.

4. Павлова Л. Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М. : Мозаика-синтез, 2005г.

5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. – Раннее детство : познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М. : Просвещение, 2003г.

6. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М. : Просвещение, 1983г.

7. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.

8. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

9. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

10. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б, Пилюгина Э. Г. Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.

11. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет : Учеб – метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

Публикации по теме:

Поговори со мною, мама! Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком. “Вчера, только что”, — ответите вы себе. Но давайте задумаемся,.

Дидактическая игра (пособие) по развитию речи детей раннего возрастаДидактическая игра (пособие) по развитию речи детей раннего возраста "Активизация речи ребенка с помощью игровой ситуации по мотивам сказки К. Чуковского "Телефон" посредством сенсорной коробки" Цель: активизация.

Консультация для родителей «Поговори со мной, мама. Роль общения с родителями в развитии речи ребенка» «Мама, поговори о мной…» Уважаемые родители, помните: речь ребенка развивается в общении, в первую очередь в общении с родителями, близкими.

Родительское собрание «Поговори со мною, мама» Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама». Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного.

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама» Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы детского сада «Спасибо, мама, что ты со мною»Краткосрочный проект для детей подготовительной группы детского сада «Спасибо, мама, что ты со мною» Краткосрочный проект для подготовительной группы детского сада тема «Спасибо, мама, что ты со мною…» Актуальность: Вся гордость мира от.

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 года) Проблема развития речи детей в младенческом и раннем возрасте является предметов.

Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Речь – одна из важных линий развития ребенка. Речь не передаётся.

Сценарий досугового мероприятия детей старшей и подготовительной групп «Мама будь всегда со мною рядом» Интеграция образовательных областей: • социально-коммуникативное развитие; • художественно-эстетическое развитие; • познавательное развитие;.

Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама!» Семинар - практикум для родителей «Поговори со мною, мама» Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста «Поговори со мною мама»
Опубликовано: 10 мая 2018 в 11:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста «Поговори со мною мама»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД