Елена Шардакова
Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!» для родителей детей, не посещающих детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
на тему: «Поговори со мною, мама!»
(для родителей детей, не посещающих детский сад)
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 422» г. Перми
Шардакова Елена Васильевна
Цель:
•познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста;
•дать представления о способах активизации речи;
Публикация «Семинар-практикум „Поговори со мною, мама!“ для родителей детей, не посещающих детский сад» размещена в разделах
•снять тревожность, связанную речевым развитием малышей.
Игра «Пожелание»
Цели: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
Родители сидят в кругу. Каждый из них по очереди встает и говорит какое-либо пожелание в адрес других.
Обсуждение в кругу «Как говорит мой ребенок…»
Цели: заинтересовать участников предложенной темой; способствовать созданию атмосферы общности.
Участники высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как родители с ними справляются.
Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка заглядывая в текст.
После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста.
На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми.
Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден.
На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что родители отвлечены от общения со своими детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.
Развитие мелкой моторики.
Цель: познакомить родителей с играми, способствующими развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Развитию речи также способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития, подготавливают руку к письму.
Начинать лучше всего со статичных поз: «зайка», «коза», «корова», «стол», «стул», «рыбка», «пароходик» и т. д. Затем можно переходить к динамичным движениям: сделать колечко, посолить, порубить, и т. п. Также мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, мнет и рвет бумагу, сортирует мелкие предметы.
Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 мин; проводится несколько раз в день.
Массаж состоит из следующих типов движений:
Поглаживание (совершается в разных направлениях);
Растирание (отличается от поглаживания большей силой давления – рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
Вибрация (нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев);
Манипуляция с помощью специального массажного мячика – кончиками полусогнутых пальцев). Практический совет: мячик должен быть твердым, т. е. не деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
Сгибание-разгибание пальцев (пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику).
Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры.
«Замок»
Руки сложены в «замок», пальцы переплетены. При чтении стиха ритмично раскачивать «замок» :
На двери весит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, Дети ритмично постукивают основаниями
Ладоней друг о друга, не расцепляя пальцев.
Покрутили, Не расцепляя пальцев, одну руку тянут к себе,
другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули Тянут руки в разные стороны, выпрямляя
пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли! Резко отпуская руки, разводят их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
«Солнышко»
Утро красное пришло, Во время чтения дети разгибают пальцы
Солнце ясное взошло. один за другим.
Стали лучики светить,
Малых деток веселить.
Прилетели тучки,
Спрятались лучики. Сжимают пальцы в кулак.
«Дом»
Молоточком я стучу, Дети постукивают кулачками друг о друга.
Дом построить я хочу. Соединяют кончики пальцев обеих рук.
Строю я высокий дом, Поднимают выпрямленные ладони вверх.
Буду жить я в доме том. Хлопают в ладоши.
Развитие слухового восприятия
Цели: рассказать родителям о значении и роли слухового восприятия; познакомить с игровыми приемами по его развитию.
Неречевой (физиологический слух) – это улавливание, обработка и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, высоте, силе, тембру и другим параметрам, определение источника и направления звука, выделение конкретного звука среди других.
Для развития неречевого слуха родителям предлагается поиграть с детьми в следующие игры.
«Послушаем звуки!»
Гуляя с ребенком на улице, необходимо обращать его внимание на различные звуки – шум ветра, шелест листьев, журчание воды и т. п.
«Кто кричит?»
Ребенку предлагается послушать, как «говорят» разные звери и птицы. Затем, не показывая животных, попросите ребенка угадать, кто какие звуки издавал.
Речевой (фонематический слух) – способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, тембру, интонации.
В отличие от физиологического слуха фонематический нужно развивать, это поможет ребенку лучше слышать речь окружающих и свою собственную. А умения отчетливо выговаривать слова и тонко различать звуки родного языка на слух понадобятся ребенку при обучении грамоте.
Вот игры, которые способствуют развитию речевого слуха.
«Кто там?»
Один взрослый прячется за дверью, в руках у него игрушка (кошка, собака, лошадка, корова, птичка и др.). Стучит в дверь и имитирует звуки, которые издает какое-либо животное. Другой взрослый, сидящий с ребенком в комнате, спрашивает: «Кто к нам пришел?» Ребенок может ответить или показать на картинку соответствующего животного. Затем взрослый с ребенком смотрят, кот был за дверью.
«Правильно – неправильно»
Перед ребенком лежат различные игрушки и предметы. Взрослый дотрагивается до предмета и называет его. Ребенку дается следующая инструкция: «Если назову правильно, сиди спокойно, если ошибусь – хлопни в ладоши».
«Громко – тихо»
Родителям предлагается полаять, как большая собака (громко) и как маленькая (тихо, затем как взрослая (низко) и как щенок (высоко).
«Слушай и выполняй»
На столе стоят игрушки. Родители по очереди должны запомнить, а затем выполнить цепочку действий. Для родителей предлагается длинная цепочка, для ребенка 2 лет следует дать цепочку из двух-трех звеньев.
В заключение семинара-практикума участники обсуждают новую информацию, обмениваются мнениями. Родителям выдаются памятки с описанием различных игр и рекомендации по развитию ребенка.