светлана лаврова
План-конспект проведения родительского собрания «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект проведения родительского собрания
на тему: «По дорогам сказок»
Лавровой С. Г. воспитателя
МБДОУ детского сада
№3 с. Таремское
Павловского района
Форма: семинар - практикум
Цель: Способствовать расширению представлений родителей о значении сказок в жизни и в воспитании детей; помочь родителям передать любовь к сказке своим детям.
Задачи:
Публикация «План-конспект проведения родительского собрания „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
• Создание положительного эмоционального настроя всех участников;
• Формирование запаса литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
• Формирование у родителей практических умений создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала;
• Развитие воображения, чувства юмора.
Предварительная работа:
1. Оформление выставки рисунков и поделок (совместное творчество с родителями) "Наши любимые сказки";
2. Подготовить памятки «Приобщение ребенка к миру сказок»;
3. Изготовление пригласительных билетов на родительское собрание (в форме осенних листочков);
4. Организовать выставку познавательной, художественной литературы.
Средства
1. Атрибуты для обыгрывания сказок,
2. Кукольные театры разных видов,
3. Памятки для родителей. (Приложение№1)
4. Магнитофон
5. Корзина
6. Цветы красного, желтого, зеленого цвета
7. Пословицы о сказках (разрезанные)
8. Иллюстрации разных сказок
План проведения :
1. Вступительная часть
Мини-лекция воспитателя: актуальность темы собрания
2. Основная часть
Разминка «Какие сказки любят ваши дети?»
Цель: создание творческой, рабочей атмосферы в командах, активизация мыслительной деятельности.
Упражнение: «Собери пословицу о сказке и объясни ее значение»
Цель: создание атмосферы общности интересов, эмоциональный настрой;
Задание «Отгадай героев сказки»
Цель: умение родителей ориентироваться в сказочном мире.
Задание «Сложи картинку» (По сказке)
Цель: умение быстро и слаженно выполнять задания в подгруппах.
Дидактическая игра «Сказочный мяч»
Цель: умение найти ассоциации сказочного героя с его действиями.
Упражнение «Расскажите потешку»
Цель: умение передать эмоциональное состояние героев в проблемной ситуации.
Задание «Вы попали в сказку»
Цель: формирование практических умений создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Заключительная часть
4. Рефлексия
Ход собрания:
1. Теоретическая часть.
Звучит музыка В. Шаинского «В мире много сказок».
- Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на практическом семинаре «По дорогам сказок»
Нашу встречу мне бы хотелось начать со слов великого педагога В. А. Сухомлинского «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте»
Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%. Самые читающие страны сегодня – это Италия и Швейцария. России нет даже в десятке. Дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Диалог с родителями :
- Закончите фразу «СКАЗКА – ЭТО….»
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.
Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
2. Практическая часть
Разминка «Какие сказки любят ваши дети?»
Цель: создание творческой, рабочей атмосферы в командах, активизация мыслительной деятельности.
Упражнение: «Собери пословицу о сказке и объясни ее значение»
Цель: создание атмосферы общности интересов, эмоциональный настрой;
- «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся»
- «Кашу кушай, а сказку слушай : умом-разумом смекай да на ус мотай»
Все без исключения малыши любят сказки. Сказочный мир таинственный и неповторимый.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка наиболее обсуждаемый в психолого-педагогической литературе. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами.
Именно сказка :
Позволяет ребенку пофантазировать, «проиграть» вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире.
В сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными.
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказка как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3, 5-4 годам.
Сказка способ развития мышления дошкольников:
При слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.
Далее к Вам будет задание «Отгадайте героев сказки?» :
Цель: умение родителей ориентироваться в сказочном мире
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Задание «Сложи картинку» (По сказке)
Цель: умение быстро и слаженно выполнять задания в подгруппах
Сказка прекрасный художественный материал для упражнения в пересказе. Ведь в сказке красочный, выразительный язык, волшебство, четко прослеживается взаимосвязь событий
Сказка обучает умению вести диалог.
Например:
- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой?
Родители отвечают :
- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?
Родители :
- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
Сказка развивает и активизирует словарный запас детей.
Дидактическая игра «Сказочный мяч»
Цель: умение найти ассоциации сказочного героя с его действиями.
Ведущий называет сказочного героя, а родители называют действия :
Колобок – …. катится;
Заяц –…. прыгает;
Петушок – … .кукарекует;
Репка – …. растет;
Собачка –…. лает;
Медведь –…. ревет;
Курочка – … .кудахчет;
Мышка –…. пищит и т. д.
Игра «Слова - загадки»
Злой, серый – …. волк;
Рыжая, хитрая – …. лиса;
Круглый, вкусный – …. колобок.
И наоборот, называете героя, а ребенок определяет, какой он.
Упражнение «Расскажите потешку»
Цель: умение передать эмоциональное состояние героев в проблемной ситуации.
Большое значение имеет работа над интонационной выразительностью речи. На примере потешки мы поупражняемся в передаче характера героев, используя интонацию, изменяя высоту голоса.
Давайте попробуем рассказать потешку с разной интонацией.
Задания:
• Расскажите весело (петушок радуется горошку);
• Расскажите ласково (как пела петушку лиса);
• Низким голосом (как сказал бы медведь);
• Высоким голосом (как мышка);
Петушок-петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко.
Дам тебе горошка.
Сказку можно пересказывать, используя персонажей кукольного театра (различных видов, впоследствии, заместив их моделями (кругами разной величины и цвета).
Задание «Вы попали в сказку»
Цель: формирование практических умений создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
Придумайте, что могло бы с вами произойти, если бы вы очутились в сказке вместе с ребенком (для наглядности используются иллюстрации разных сказок). Родители получают иллюстрации.
Во время работы используется музыкальное сопровождение.
3. Заключительная часть:
- Сегодня мы с вами вспомнили любимые сказки ваших детей, поупражнялись в сочинительстве, в определении характерных качеств героев, их действий, учились выразительно передавать характер героя.
СКАЗКА оказывает терапевтический эффект (избавление от страхов);
Выполняет воспитательные функции;
Развивает мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ;
Развивает речь ребенка;
Позволяет ребенку пофантазировать, способствует развитию творческих способностей;
Способствует развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, сказка является неизменным спутником детства. Велика ее роль в жизни ребенка. Необходимо помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. И мы надеемся, эти игровые задания помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить слушать и любить ее.
В завершении, проведем анализ (рефлексию) сегодняшнего мероприятия:
цветок зеленого цвета - тема актуальна, узнал много нового;
цветок красного цвета - тема не очень интересна, почти всё знал;
цветок желтого цвета - тема для меня не актуальна, я всё знаю.
В корзину положить цветок нужного цвета.
Всем родителям дарятся памятки.
Используемые ресурсы:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ, М., 2011г
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ, ТЦ СФЕРА, М, 2007г
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 12, 2008г
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2008г
5. Интернет-ресурсы
Приложение
Памятка: "Приобщение ребёнка к миру сказок"
1. Необходимо завести детскую библиотечку. Книги должны соответствовать возрасту вашего ребенка. Не только чтение текстов, но и рассматривание иллюстраций помогает создать положительный эмоциональный настрой.
2. Восприятию сказок способствует умелое ее прочтение (интонация, пауза, выделение голосом наиболее существенных моментов содержания, эмоциональное отношение к событию);
3. Немаловажную роль в развитии играет повторное слушание одних и тех же сказок. В этом случае проявление эмоций предвосхищает наиболее острые события, ребенок начинает содействовать герою заранее. Ребенок должен быть вовлечен в борьбу сказочных героев, вообразить себя участником событий, для того чтобы прийти к тем мыслям и переживаниям, которые хочет вызвать у него автор;
4. Готовясь к беседе с ребенком, родитель должен придумать вопросы, которые задаст ребенку. Беседа не должна состоять из нотаций и поучений. Это снизит эмоциональное состояние, ту радость, которую ребенок получил от хорошей сказки;
5. Поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомые сказки бабушке, папе, сестре и даже игрушкам.
Рекомендуемые сказки для детей 2-4 лет
Золотое яичко Репка
Колобок
Петушок и бобовое зернышко
Волк и козлята Теремок
Кот, петух и лиса Пых
Два жадных медвежонка
Сладкая каша Рукавичка
У солнышка в гостях
Гуси – лебеди Маша и медведь
Лиса и Заяц
У страха глаза велики
Бычок - черный бочок, белые копытца
Лиса и журавль Хитрая лиса
Заяц – хваста Коза- дереза
Сказки для детей 4-5 лет
Журавль и цапля
Лисичка-сестричка и волк
Зимовье
Снегурочка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Жихарка
Колосок