Евгения Владимировна Немцева
Семинар-практикум «Основные приемы лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум : «Основные приемы лепки».
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувства прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. В рисовании предмет изображается относительно. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки.
Публикация «Семинар-практикум „Основные приемы лепки“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной – дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так ли иначе связаны между собой: по смыслу (Серый волк и Красная Шапочка, Лиса и колобок, по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе, по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом, по динамике (герои держатся за руки, бегут и т д).
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи, игрушки, бытовые предметы и т д.
В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, панно, тарелки, лепные орнаменты. Многими из этих поделок можно красить помещение.
В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку, украшают ее лепным узором; создав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнаментом и налепами.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки : по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию и пр.
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть : индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной, когда лепка сочетается с другими видами художеств и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Занятие лепкой комплексно воздействует на развитие ребенка:
Повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
Синхронизирует работу обеих рук;
Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Лепить можно из любой глины (голубой, красной, желтой, пластилина, теста.
Соленое тесто:
Мука 150 гр.
Соль 300 гр.
3 ложки любого обойного клея (сухого +100 мл. воды). Вымешать до получения крутого теста. Можно в часть теста добавить цветной краски. Хорошо сделать сразу несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.
ТЕХНИКА ЛЕПКИ
1. Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Например, самолет: сначала корпус, потом крылья и хвост, хвост можно не лепить отдельно, а просто загнуть корпус с одной стороны (средняя группа, окна можно на корпусе нарисовать отеками.
Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
Объединение одинаковых форм (бусы, колодец);
Объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка);
Объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка).
В дальнейшем конструированный способ лепки совершенствуется :
Увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.
2. Скульптурный способ – этот способ называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребенок представляет заинтересовавший его образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает. Ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающиеся щупальца) он моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д., где нужно – сверху, по бокам, снизу. скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным.
Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники. Для этого нужно сравнить 2 образа на одну тему, вылепленными разными способами.
3. Комбинированный – этот способ объединяет 2 способа, конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать лепку из целого куска и из отдельных частей. Самые крупные детали выполняются сочетать лепку из целого куска и из отдельных частей. Самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 – 8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный по своим возможностям.