Ирина Сысоева
Семинар-практикум для педагогов «Организация предметного рисования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1 сайд
Уважаемые коллеги! Хотим представить вашему вниманию вводный семинар на тему «Организация предметного рисования в ДОУ». 3 щелчка
2 слайд.
Цель нашего семинара : 5 щелчков
1. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в области «художественно эстетическое развитие».
2. Пополнить знания педагогов в организации предметного рисования в ДОУ.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Организация предметного рисования в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
3. Определить области компетентности педагогов при подготовке к занятию по предметному рисованию.
4. Развивать сплочённость, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку
зрения.
3 слайд.
Что же такое художественно-эстетическое развитие? 2 щелчка
Это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
4 слайд
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках. щелчок
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья красок, клея, блёсток
Как в сказке чудеса творишь и ты. щелчок
Я прикасаюсь к чуду осторожно,
Оно чарует и ласкает взор
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданный красы узор. щелчок
Как результат терпенья и уменья-
Изящество и цвета чистота,
И совершенство формы.
Нет сомненья--
Наш мир спасут талант и красота!
5 слайд.
В образовательную область Художественно-эстетическое развитие входит развитие продуктивной деятельности и детского творчества. Уважаемые коллеги, скажите пожалуйста, какие виды продуктивной деятельности вы знаете?
-рисование.
-аппликация; 2 щелчка
-лепка;
-конструирование и ручной труд;
Рисование является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ.
6 слайд
Рисование в свою очередь бывает:
Предметное
Сюжетное
Декоративное
7 слайд
На сегодняшнем семинаре мы уделим особое внимание предметному рисованию, так как во втором квартале текущего года наш сад работает над задачей годового плана, которая звучит так «Развивать творчество дошкольников средствами формирования изобразительных навыков и умений в процессе предметного рисования»
Слайд 8
Что же такое предметное рисование?
Предметное рисование - это рисование детьми отдельных предметов. Рисуя дети усваивают элементарные знания о средствах выразительности и технические приемы изображения, приобретают графические умения и навыки.
В свою очередь предметное рисование по типу занятий делится на :
Рисование по предварительному наблюдению 7 щелчков
Рисование по памяти
Рисование с натуры
9 слайд
Белый круг
Уважаемы коллеги!
От нашей с вами работы и подготовленности зависит успешность любого занятия. И тем более, занятия по продуктивным видам деятельности!
Скажите, пожалуйста, из каких критериев на ваш взгляд складывается успешное занятие по изо деятельности? 8 щелчков
Что должен знать и делать педагог, чтобы его занятие по предметному рисованию в любой возрастной группе принесло хороший результат?
Ответы 1-2 минуты
Слайд 10
Одним из важных критериев успешного занятия по предметному рисованию является правильная постановка задач воспитателем.
Слайд 11
Все задачи, которые мы ставим перед собой на любом занятии, можно разделить на 3 группы. Скажите пожалуйста, какие это группы?
Ответы.
-Образовательные, воспитательные и развивающие.
Верно
Слайд 12 дать выбрать цвет
Задание. Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам подобрать общие задачи по предметному рисованию
2-3 минуты
Слайд 13
Итак, красная команда назовите общие образовательные задачи.
Ответы.
В методике изо деятельности, основные образовательные задачи, которые ставит педагог перед собой на занятии по предметному рисованию, можно разделить на две группы: задачи, направленные на формирование изобразительных навыков и задачи, направленные на формирование технических навыков и умений. Уважаемые коллеги, что такое изобразительные навыки и умения и что такое технические навыки и умения? Объясните.
Ответы
Слайд 14.
А теперь мы предлагаем вам ознакомиться с группами этих задач.
Задачи, направленные на формирование изобразительных навыков
Формировать у детей умение передавать в рисунке образ предмета, объекта, персонажа сказок, литературных произведений (передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет, характерные детали)
Добиться осваивания процесса изображения предметов, имеющих линейный характер, состоящих из сочетания линий, предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы, предметов, состоящих из нескольких частей (в соответствии с возрастом)
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании предметов, и соотносить их по величине
Формировать умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги (предметы могут по-разному располагаться на плоскости - стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы)
Формировать у детей формообразующие движения: вести линии рисунка плавно, изменять направление линий, соответственно поворачивая руку
Формировать у детей умение добиваться выразительности образа
Систематизировать знания об окружающем мире
Слайд 15
Задачи, направленные на формирование технических навыков и умений
Совершенствовать способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти)
Добиться усвоения умения правильно держать карандаш (кисточку фломастер, цветной мелок и др.) : тремя пальцами между большим и средним, придерживая сверху указательным, не очень близко к заточенному концу, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук; осуществлять движения руки с карандашом (кисточкой) легко и свободно
Формировать у детей умение правильно и аккуратно использовать художественные материалы: набирать краску на кисть, только на ворс кисти, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок, промывать кисточку в воде и осушать салфеткой
Совершенствовать приемы аккуратного закрашивания рисунка красками и карандашами: проводить линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура
Формировать у детей умение во время рисования правильно сидеть : прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола
Слайд 16
Уважаемые коллеги из жёлтой команды, назовите общие развивающие задачи по предметному рисованию
Ответы
В методике изодеятельности выделяются следующие развивающие задачи для предметного рисования :
Развивать у детей наблюдательность, внимание, память
Развивать чувство цвета: распознавать и запоминать цвета и их оттенки, подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету
Развивать чувство формы: различать и называть форму предметов и их частей (круглая, треугольная, квадратная, овальная, прямоугольная, ее размер (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий)
Развивать у детей композиционные умения: композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в центре) с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали)
Развивать у детей мелкую моторику рук
Развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение
Слайд 17
Зелёная команда, назовите воспитательные задачи?
Ответы
Воспитательные задачи.
Прививать у детей интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат
Воспитывать самостоятельность в создании образа, умение выполнять работу старательно, аккуратно, доводить начатое до конца
Воспитывать эстетическое восприятие: умение видеть красоту окружающих предметов, объектов природы
Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей
Порадоваться достигнутому результату
Слайд 18
Ещё один из важнейших критериев, от наличия которого зависит успешность и хороший итог занятия по предметному рисованию – это предварительная работа с детьми 3 щелчка
Какая на ваш взгляд предварительная работа должна проводиться с детьми до занятия по предметному рисованию?
Слайд 19
(Задание)
Уважаемые коллеги, какую предварительную работу вы проведёте с детьми, если тема занятия по предметному рисованию одна из следующих?
Составьте предварительную работу к занятию по :
1 группа – рисование с натуры комнатного растения 4 щелчка
2 группа – рисование золотая рыбка
3 группа – рисование мой весёлый звонкий мяч
3 минуты на обсуждение
Слайд 20
Благодарим за ответы. Подведём итог.
Перед занятием может проводиться такая предварительная работа :
Наблюдение за объектом рисования
Целевые прогулки
Экскурсии с целью наблюдения объектов изображения
Знакомство с игрушкой, предметом и обследование его
Беседа
Чтение художественной литературы
Игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом
Слайд 21
Ещё 1 критерий успешного занятия по предметному рисованию – правильная подборка методов и приёмов.
3 щелчка
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программой «Детство».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Метод может выступать в качестве приёма, в зависимости от того, какую конкретную задачу решает педагог.
Слайд 22
Все методы и приёмы делятся на несколько групп… Какие группы вы можете назвать?
Ответ
Наглядные
Словесные 7 щелчков
Игровые
Слайд 23
Задание
Уважаемые коллеги, назовите методы
1)наглядные
2)словесные
3)игровые
2-3 минуты
Слайд 24
Наглядные.
Подведём итог.
К наглядным методам обучения относятся:
Использование натуры
Рассматривание репродукций картин, образца и других наглядных пособий
Рассматривание отдельных предметов
Показ воспитателем приемов изображения
Показ детских работ в конце занятия, при их оценке
Образец воспитателя
Наблюдение
Показ формообразующих движений рукой
Слайд 25
Словесные
К словесным методам и приемам обучения относятся:
беседа,
указания воспитателя в начале и в процессе занятия,
использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы -- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной.
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы.
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано, «Деревья падают» (неумело расположены, «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали.
Слайд 26
К игровым методам относятся:
Игровые упражнения
Дидактические игры
Сюрпризный момент
Игра в жизни детей занимает огромное место. Поэтому, на занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Они могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать истории», могут и оценивать результаты труда малышей
Например, дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Слайд 27
А теперь практическое задание.
Создайте алгоритм рисования по предложенным темам и скажите, к какому методу относится алгоритм рисования? (наглядный)
Ответы
5-7 минут
Слайд 28
Круги
Для проведения успешного занятия очень важна заблаговременная подготовка к занятию, а именно подготовка материала и оборудования
Слайд 29
К подготовке материала относится следующее:
1 Бумага: буквально для каждого занятия требуется бумага определенной формы, цвета и размера, и в этом не может быть никакого трафарета. Надписываются листы до занятия, на оборотной стороне, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-—10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской и т. д.
2. Краски: приготовление и разлив красок в чашечки и установка их в палитры. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется, залить водой, размешивать до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны.
3. оборудование: проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой.
Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды должен быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки, стакана.
4. Карандаши: проверка и заточка цветных и графитных карандашей
5. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:
а) подбор натуры или модели;
б) приготовление образца;
в) материал для показа приемов рисования
Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен.
Заготовка материала к занятию по рисованию требует очень много времени, и поэтому ее нельзя оставлять на утро, непосредственно перед занятием, тем более что эти часы обычно бывают заняты утренней гимнастикой, индивидуальной работой с детьми или прогулкой. Поэтому готовить материал нужно, как правило, накануне, а иногда и еще раньше.
К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
Слайд 30
Практическое задание:
Коллеги, покажите и объясните, для чего нужны такие предметы, как флеца, ватный диск, валик?
Слайд 31 (круги)
Также, одним из важных критериев успешного занятия по предметному рисованию является
умение воспитателя пользоваться самому и научить детей приёмам рисования карандашом и кистью. Какие вы знаете приёмы рисования карандашом и кистью?
1-2 минуты
Слайд 32
Подведём итог.
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Рисование прямых линий : горизонтальных, вертикальных, наклонных
Рисование волнистых и изогнутых линий
Рисование округлых линий (замыкание линии)
Рисование прямоугольной формы неотрывно: рисуем линию, остановились, теперь уголок, и линия пошла вниз, остановились, уголок, линия влево, остановились, уголок, линия вверх
Рисование широких линии кистью – всем ворсом кисти
Рисование тонких линий кистью – концом кисти 3 щелчка
Переход от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом
Прием примакивания (прижимать ворс кисти к бумаге и сразу отрывать его)
Закрашивание мазками (мазки накладываются в одном направлении)
Закрашивание кистью плашмя в одну сторону
Штриховка – это прием нанесения тона штрихами острием карандаша. Их наносят движением руки справа-сверху, влево-вниз, следя за параллельностью штрихов
Слайд 33 –
И снова к практике.
На примере рисования перечисленных предметов покажите известные вам приё мы:
Дерево
Снеговик
Дом
Слайд 34 круги
На занятии по предметному рисованию в ДОУ педагогом используется индивидуальная работа с детьми. Для чего, как вы считаете?
Ответы
1-2 минуты
Слайд 35
На занятии индивидуальная работа проводится во время практической деятельности детей.
После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно, чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему. щелчок
Индивидуальная работа бывает в виде:
Вариативный показ это- показ способа рисования предмета. Должен проходить только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.
Провоцирующий показ – чистой кисточкой сделать набросок, чтобы ребёнок увидел, каким может быть тот или иной предмет.
Уточняющие вопросы - вопросы типа «А где у рыбки хвостик?», «Это котик? А почему у него ушки, как у зайчика?» (Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображение известными ему деталями)
Совет воспитателя – правильно возьми кисть, сними лишнюю краску и тд.
Если намечается какое – либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и послушать дополнительное разъяснение.
Слайд 36
Круги
Очень важный момент занятия- анализ детских работ.
Слайд 37
Просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем проводится в заключительной части занятия. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям.
(физминутка, пальчиковая гимнастика, трудовые поручения, а затем тут же собрать их полукругом (или опять посадить на места) около стенда и дать оценку проделанной работе.
Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".
При оценке предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.)
В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным (в зависимости от поставленных задач). Этим подводит итог занятию.
Формы проведения анализа могут быть различными:
• воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
• одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
• ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
• дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
• Оценка с помощью игрового персонажа. Если на занятии присутствует персонаж, он не должен внезапно исчезнуть в конце занятия. Он обязательно участвует в анализе.
Возможны и другие формы анализа. Их цель -- научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.
Слайд 38
Практическое задание
Уважаемые коллеги. Проведите анализа детских работ
Слайд39
ИТОГ
Успешное занятие по предметному рисованию складывается из следующих компонентов:
1. Воспитатель каждой группы должен знать и правильно ставить задачи на каждом занятии.
2. Обязанность воспитателя – правильно строить предварительную работу и организовывать подготовку к занятию
3. Правильное использование различных методов обучения на каждом этапе занятия-залог успеха и положительных результатов.
4. Умение применять и показать приёмы рисования- важный практический навык воспитателя любой возрастной группы.
5. Правильная подборка и своевременная подготовка материалов к занятию.
6. Индивидуальная работа с детьми.
7. Правильный анализ детских работ соответственно возрасту.
Слайд 40
Предлагаем вам ознакомится со списком рекомендуемой литературы.
Слайд 41
Кто-то из мудрецов сказал, что воспитатель организует сцену, но не выступает на ней.
Давайте стремится к тому, чтобы на добросовестно организованной нами сцене главными актёрами были дети.