Татьяна Скрягина
Семинар-практикум «Организация поисково-исследовательской деятельности в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум «Организация поисково – исследовательской деятельности в летний период»
Лето предоставляет большие возможности для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей, развития их познавательного интереса и экологической культуры. Чтобы деятельность детей была интересной и содержательной, необходимо тщательно продумать систему методической работы с кадрами в летний оздоровительный период. Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом летом, остаются прежними.
Публикация «Семинар-практикум „Организация поисково-исследовательской деятельности в летний период“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
В деятельности муниципального дошкольного учреждения комбинированного вида одним из приоритетных направлений является – физическое развитие воспитанников, поэтому так важна организация летне-оздоровительной работы, в которой особое внимание уделяется закаливанию и укреплению иммунитета детей.
Подготовка к организации летне-оздоровительной работы включает следующее.
1. Изучение нормативно – правовых документов и методического обеспечения.
2. Пересмотр дополнений к должностным обязанностям заместителя заведующего по хозяйственной части, старшего воспитателя, старшей медсестры и специалистов, а также распределение обязанностей среди сотрудников в летнее время, разработка четкой организации всех режимных моментов.
3. Проведение общего собрания, на котором был принят план работы МБДОУ в летний период.
4. Проведение в мае смотра-конкурса на лучшую подготовку к летне-оздоровительной работе. Для проведения смотра-конкурса было разработано положение, в котором подробно расписаны условия. Во всех группах воспитатели обновили и пополнили материал по видам деятельности, разбили огород, цветники.
5. Издание приказов:
«О подготовке МБДОУ к работе в летний период»;
«Об организации работы в летний период», в котором утверждены режим организации жизни детей, ежедневная сетка занятий, режим двигательной деятельности, перспективный план тематических недель, графики работы творческих площадок и купания детей в бассейне;
«О проверке состояния готовности МБДОУ к работе в летний период».
6. Проведение инструктажа со всеми сотрудниками по охране жизни и здоровья детей в летний период.
В работе с детьми в летний период решаются следующие задачи:
- обеспечить индивидуально – дифференцированный подход в организации закаливания;
- формировать у детей представления о неживой природе через поисково-исследовательскую деятельность.
В летний период ежемесячно проводятся недели: «Растем сильными и здоровыми», «Природа и мы», «Творческая», «Безопасность жизнедеятельности».
На протяжении всего лета еженедельно (независимо от тематической недели) также проводятся:
- спортивные мероприятия и досуги;
- музыкальная деятельность, на которой музыкальный руководитель вместе с воспитателями проводит музыкальные развлечения, театрализованные показы различных сказок;
Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Лета, известного нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые. Мы едины в стремлении получать новые впечатления, но в то же время отличаемся, друг от друга ценностями и законами, согласно которым живем и выстраиваем свой отдых.
Исследователи обнаружили, что как бы ребенок ни проводил каникулы, он воспринимает это как лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.
Знание приоритетов родителей в организации и проведении отдыха с дошкольниками и стремление обогатить взаимодействия взрослых и детей, создать для них ситуации общения, позволили нам предложить родителям примерные социально-педагогические проекты летнего отдыха.
Среди факторов, оказывающих влияние на процесс проектирования летнего отдыха детей, можно назвать:
- готовность педагогического коллектива детского сада к коллективной деятельности по определению комплекса мероприятий, вносящих изменение в организацию летнего отдыха детей, как в условиях общественного учреждения, так и в семье.
- привлечение семей воспитанников, ориентированных на партнерские отношения с детским садом, к участию в проектировании летнего отдыха дошкольников;
- учет особенностей экосистемы края со своими законами, богатством видов флоры и фауны.
Решение задачи укрепления здоровья детей невозможно без выбора наиболее оптимальной для каждого воспитанника модели двигательной активности, равномерного насыщения движением всего режима дня, в том числе и времени пребывания детей на улице. Качественная система организации пребывания детей на свежем воздухе – один из основных путей повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Кроме того, деятельность на улице дает детям большие возможности не только для физического развития и оздоровления, но и для сенсорного, интеллектуального, эмоционального развития. Дети получают новые ощущения себя, своего тела в пространстве, в природе, экспериментируют, наблюдают, взаимодействуют. Среди различных технологических приемов, методик и форм организации отдыха детей, которые могли бы обеспечить более качественное их пребывание на улице, в первую очередь следует активно использовать такие формы работы, как пешеходные прогулки за территорию детского сада (целевые, оздоровительные, мини-походы.
Такая двигательная деятельность предоставляет детям возможность накапливать познавательный потенциал, учиться практически ориентироваться в пространстве города.
Чтобы обеспечить полноценные выходы детей за территорию детского сада, необходимо определить наиболее удобные маршруты передвижения для пешеходных походов и прогулок. В нашем случае, в результате поисков интересных для детей объектов ближайшего окружения были выбраны: городской парк, территория детской площадки и детская библиотека.
Чтобы прогулки и походы доставляли детям удовольствие, чтобы избежать травм, чрезвычайных ситуаций, с детьми проводится большая предварительная работа, суть которой отражается в таблице 1.
Подготовка детей к прогулкам и мини-походам за территорию детского сада
Составная часть Содержание подготовительных мероприятий
А.
Психологическая Создание благоприятного дружеского климата в группе, атмосферы взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Работа по профилактике страхов и безопасности жизнедеятельности.
Формирование позитивной установки на участие в походах и прогулках.
Б.
Физическая Проведение утренней гимнастики, общеразвивающих занятий, подвижных игр в зале и на улице.
Обучение правильному дыханию (особенно в холодное время года, упражнение на укрепление свода стопы, формирование качеств выносливости, силы (пробежки на участке ДОУ).
Врачебный контроль за состоянием здоровья детей,медицинский допуск детей к длительным прогулкам
В.
Познавательная Ознакомление с природой, различными видами животных и растений, сезонными изменениями в неживой природе.
Валеологический блок «Я и мое здоровье». Ознакомление детей со способами оказания первой помощи при проявлении усталости и утомления.
Краеведение: ознакомление с ближайшим социальным окружением. Культурологический аспект – поведение жителей города, культура общения, движения, коммуникативная культура.
Обучение способам ориентирования в пространстве, основам прочтения и понимания символов, карт, схем, условных знаков
Г.
Организационная Работа с родителями : подбор правильной одежды и обуви для прогулок и походов.
Отбор информационных средств: рекламных буклетов, карт, моделей, атрибутов для самостоятельной двигательной деятельности детей и подвижных игр.
Комплектование походной аптечки.
Составление нормативных документов (приказа о выходе детей за территорию, назначение ответственных и сопровождающих лиц, утверждение маршрута движения).
Составление инструкции для детей в виде мнемотаблицы, коллажа, рисунка, модели, алгоритма движения, схемы маршрута.
Желание сделать пребывание детей летом в детском саду интересным и непринужденным привело педагогический коллектив детского сада № 12 к решению уделить основное внимание проведению интегрированных занятий в игровой форме:
- дидактические игры,
- игры-забавы,
- работа творческих мастерских,
- использование проектного метода организации воспитательно-образовательного процесса с увеличением времени нахождения детей на свежем воздухе,
- осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Для каждой возрастной группы понедельно составляется план мероприятий. Каждая неделя каждого месяца проходит под своим названием и включает в себя определенное количество тематических дней, что доставляет особую радость воспитанникам.
Отдельно на летний период планируется физкультурно-оздоровительная работа с обязательным выполнением всех необходимых требований.
Организационно-методическая работа также планируется на каждый месяц лета и традиционно включает в себя тематические консультации педагогов, семинары, практикумы, тематический контроль.