Татьяна Пономарева
Семинар-практикум «Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума : Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как средстве нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр.
3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
4. Повысить профессиональную компетентность участников семинара-практикума.
(слайды 1,2,3)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Ход семинара- практикума :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар -практикум будет посвящен русским народным играм - средству приобщения ребенка к традициям русского народа, а значит средству патриотического воспитания.
Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Именно поэтому эта задача является первостепенно важной в новой ФОП ДО и одной из основных задач всех ДОУ.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это дом в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его детский сад, окружающая природа. Это сказки, песни, книги, игры. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Конечно детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней.
Прежде чем стать патриотом, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С. В. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. (слайд 4)
В соответствии с этим сегодня возрастает роль и ответственность педагогов, ведущих данную сложную и кропотливую работу. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить наиболее эффективные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь сегодня на нашем семинаре).
(слайд 5) Русская народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.
Народные игры всегда являлись традиционным средством педагогики. Посредством организации игровой деятельности передавались молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.
Народные игры позволяют решать следующие задачи: (слайд 6)
• развитие умений выполнять игровые образы;
• развитие творческой индивидуальности;
• развитие музыкального и эстетического вкуса;
• развитие всех психических процессов;
• формирование понимания красоты речи;
• формирование духовной сферы, патриотических чувств;
• развитие эмоциональной сферы;
• формирование физических качеств, здоровья;
• формирование коммуникативных качеств;
• приобщение к народной культуре, традициям
Русские народные игры для детей несут огромную педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.
Велико значение народных игр в воспитании физических качеств : развитии быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются детскими фольклорными формами.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Мы используем русские народные игры на прогулке, на занятиях, в праздниках, развлечениях, физкультминутках и другой деятельности.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.
Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития.
Викторина «Заморочки из бочки»
• Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
• Главная роль в народной игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
• В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
• Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
• Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
• Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
Народные игры условно можно разделить на виды:
СЛАЙД № 7
Пальчиковые игры.
Игры в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы.
«Сорока- ворона», «Подарки», «Ласточка-Перепёлочка», «Киселёк», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички- невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька»,«Едут-едут бабка с дедом» и другие
СЛАЙД № 8
Орнаментальные игры.
Игры, во время которых участники двигаются в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строится так, что участники
изображают какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель. Орнаментальные игры близки к хороводным.
"Челночок", "Метелица" «Бояре»и т. д.
СЛАЙД № 9
Игры на ловкость.
Игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
"Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик «и другие.
СЛАЙД № 10
Состязательные игры.
Игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей.
Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", ""Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого"
СЛАЙД № 11
Игры, отражающие отношение к природе.
Русский народ, всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
"Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и другие.
СЛАЙД № 12
Хороводные игры.
Игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни.
«Воробушки», «Лебедь», «Лён» ,«Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» Каравай и другие
СЛАЙД № 13
Драматические (бытовые) игры.
Игры, в которых по определённому традицией сценарию надо разыгрывать сценки из реальной жизни.
"Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи «и другие.
СЛАЙД № 14
Сезонно- обрядовые игры.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.
Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:
1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;
2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;
3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,
«Салки», «Водить козла»;
4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,
«Ласточки», «Огородник и воробей»;
5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;
6. Троица – игры «Венок», «Водяной», «Горячее место»;
7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»;
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
(Слайд 15)
1) Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.
2)Брать игры в соответствии с возрастом ребенка.
Для младшего возраста лучше брать наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».
С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также с календарными народными играми. Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.
3)Донести до детей смысл и правила игры.
4)Использовать различные атрибуты, инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.
5)Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Пример:
Таря-Маря в лес ходила
шишки ела
нам велела
а мы шишек не едим
Таре - Маре отдадим!
6) В конце игры похвалить детей и сделать выводы, чтобы детям захотелось еще раз в нее сыграть.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам ответить на несложные вопросы викторины «Знатоки русских игр»
(слайд – 17-23)
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Игра «Кукушка»
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Залетела и поёт.
Ты, кукушка, не зевай-
Кто кукует – отгадай!
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, ктобудет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Игра «Бабушка Маланья»
Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети становятся лицом в круг)
И все без бровей (закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)
Они не ели, не пили,
Целый день сидели (садятся)
Друг на друга смотрели (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
Ведущий показывает какое-либо движение, а игроки
пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал, - тот ведущий.
А сейчас музыкальные руководители покажут нам в какие народные игры они играют на музыкальных занятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш семинар-практикум мы завершаем и предлагаем досказать нужное словечко.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что … (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них. (играть).
Слайд 25
Уважаемые коллеги! Ну и в завершении хочется высказаться известным изречением:«Если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача,как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей вдетском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.