Приложение МААМ

Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»

Елена Бабешкина
Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителейлогопедов в системе детский сад – школа существует и очень остро. Начнё м с того почему мы обращаем внимание на речевое развитие : во – первых – это показатель уровня культуры и интеллекта ; во – вторых от того насколько развита речь ребёнка зависит его успешность и обучение в целом ; и в – третьих, развитие ребёнка,имеющего речевые нарушения во многом зависит от квалификации специалистов к которым ребёнок попадает в дошкольной организации и школе, и от их тесного взаимодействия. Преодолевая речевые нарушения в работе со специалистами ребёнок становится эмоциональным, пытливым, отзывчивым, легко идёт на контакт с окружающими, и конечно же становится успешным. Для того чтобы это произошло нужна в первую очередь ранняя диагностика. Далее для осуществления комплексного подхода к коррекции речевых нарушений необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных организаций с одной стороны более чётко представить трудности возникающие у детей в процессе обучения в школе и познакомиться с направлениями и методами работы на школьном логопункте, а с другой – целенаправленно построить свою работу. В свою очередь зная этапы работы друг друга специалисты будут строить свою коррекционную работу поэтапно и не будут дублировать друг друга. Такая тесная связь в работе нашей дошкольной организации и школы № 1 осуществляется путём проведения совместных мини – педсоветов, консультаций, где решаются организационные, методические вопросы. А также проводятся консультации для родителей, дети которых не посещают логопункты. К концу учебного года передавая детей на школьный логопункт для продолжения коррекционной работы вместе с логопедом школы отслеживаем результаты работы данных детей на протяжении всех этапов коррекции. Такая работа ведётся только в отношении первой школы, дети нуждающиеся в дальнейшей коррекционной работе уходящие в другие школы остаются без дальнейшего сопровождения.

Публикация «Семинар-практикум „Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа“» размещена в разделах

Трудности возникают в неохваченной части детей целенаправленной дошкольной подготовки в логопедическом плане, это приводит к тому, что дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопункте. Поэтому дальнейшая коррекционная работа должна строиться дифференцированно. Таким образом, перед логопедами и учителями стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей.

Далее рассмотрим что такое преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. А преемственность со стороны детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Поэтому чтобы подготовить ребёнка к школе мы должны знать запросы учителя, какого ученика он хочет получить на конечном этапе.

Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков. Поэтому в нашей совместной комплексной работе необходимо участие учителей начальных классов.

Большая часть учащихся приходят в школу с явными или незначительными дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, что ведёт к таким нарушениям как дисграфия и дислексия (нарушения чтения и письма). Педагогу с первых дней обучения в школе следует включать в процессе обучения элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, видя постоянный учёт речи детей. Нужно помнить, что в процесс работы над произношением важное значение имеет слух и фонематическое восприятие ; моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи.

Приведу примеры использования игровых методов при работе над согласными звуками: «Узнай звук» (педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова с заданными звуками, хлопают, затем проговаривают эти слова, «Придумай слово на заданный звук», «Найди слово» (дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками) и т. д. Далее нужно уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи. Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведу конкретные примеры : развитие зрительного восприятия форм «Из каких фигур нарисованы флажки», «Чем похожи домики» ; развитие фонематического восприятия «Склеенное слово» (выделение отдельных слов из квазислова, «Сравни слово», «Допиши букву» (закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками, «Волшебный домик» (развивать умение определять последовательность букв в слове, «Будь внимателен» (закрепление начертания заглавных букв) и т. д.

В общем, проблема взаимосвязи и преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества, так как сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенью на лестнице коррекции, в одиночку не справится с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребёнка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Важна действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Предлагаю совместный план работы по программе преемственности.

Время проведения. Совместная работа педагогов и логопедов. Работа с детьми. Работа с родителями.

Сентябрь Первые дни ребёнка в школе (посещение занятий) Родительское собрание, тема: «Что должен знать взрослый обучающий ребёнка основам грамоты».

Октябрь Посещение занятий в детском саду.

Ноябрь Круглый стол обмен впечатлениями. Совместное логопедическое развлечение. Круглый стол, тема: «Готовим ребёнка с проблемами в речевом развитии к школе»

Декабрь Обмен опытом, мини – педсовет.

Январь Подведение итогов работы за первое полугодие. Соревнование «Весёлые старты». С участием родителей.

Февраль. Совместное методическое объединение.

Март.

Взаимное посещение занятий, уроков. Экскурсия по школе «Я – будущий первоклассник».

Апрель. Родительское собрание, тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Май. Подведение итогов работы за второе полугодие. Выпускной бал «До свидания, детский сад».

Литература

1. Ананьев Б. Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М. : Знание,1960г. с. 156.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение,1974г. с. 256.

3. Венгер Л. А. ,Марциновская Т. Д. ,Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М. : Знание, 1994г. с. 192.

4. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. \\ Начальная школа. 2000.№1.- М. : Педагогика. 2001 г.

5. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы – М. : Просвещение, 1984г. с. 159.

Публикации по теме:

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Частушки для учителей-логопедов, участвующих в различных конкурсах Задали задание, Ответное послание Много мы не говорили И частушки сочинили. *** На конкурс замечательный, Придумали занятия, Вот ещё бы.

Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни.

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей «Загадки дошколят (ТРИЗ)» КОНСУЛЬТАЦИЯ для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп Загадки дошколят (ТРИЗ) Учитель-логопед, Чепурнова Надежда Викторовна.

Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики»Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики» Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято.

Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда»Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда» Мы живем в такое время, что компьютеры, уже заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, и быстро проникли не только в дома,.

Консультативный пункт «Мамина школа». Семинар-практикум «Эмоциональный мир ребенка 4–5 лет» Ребенок-дошкольник в четыре-пять лет обладает богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде.

Фотоотчет о заседании методического сообщества учителей-логопедовФотоотчет о заседании методического сообщества учителей-логопедов Буквально несколько дней назад состоялось методическое объединение сообщества учителей- логопедов г. Чебоксары. Речь шла о приемах коррекционной.

Проблема преемственности речевого развития Реализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучение родному языку является важнейшей проблемой российского.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»
Опубликовано: 5 марта 2018 в 14:12
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабешкина (УИ 537895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД