Елена Бабешкина
Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа существует и очень остро. Начнё м с того почему мы обращаем внимание на речевое развитие : во – первых – это показатель уровня культуры и интеллекта ; во – вторых от того насколько развита речь ребёнка зависит его успешность и обучение в целом ; и в – третьих, развитие ребёнка,имеющего речевые нарушения во многом зависит от квалификации специалистов к которым ребёнок попадает в дошкольной организации и школе, и от их тесного взаимодействия. Преодолевая речевые нарушения в работе со специалистами ребёнок становится эмоциональным, пытливым, отзывчивым, легко идёт на контакт с окружающими, и конечно же становится успешным. Для того чтобы это произошло нужна в первую очередь ранняя диагностика. Далее для осуществления комплексного подхода к коррекции речевых нарушений необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных организаций с одной стороны более чётко представить трудности возникающие у детей в процессе обучения в школе и познакомиться с направлениями и методами работы на школьном логопункте, а с другой – целенаправленно построить свою работу. В свою очередь зная этапы работы друг друга специалисты будут строить свою коррекционную работу поэтапно и не будут дублировать друг друга. Такая тесная связь в работе нашей дошкольной организации и школы № 1 осуществляется путём проведения совместных мини – педсоветов, консультаций, где решаются организационные, методические вопросы. А также проводятся консультации для родителей, дети которых не посещают логопункты. К концу учебного года передавая детей на школьный логопункт для продолжения коррекционной работы вместе с логопедом школы отслеживаем результаты работы данных детей на протяжении всех этапов коррекции. Такая работа ведётся только в отношении первой школы, дети нуждающиеся в дальнейшей коррекционной работе уходящие в другие школы остаются без дальнейшего сопровождения.
Публикация «Семинар-практикум „Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Трудности возникают в неохваченной части детей целенаправленной дошкольной подготовки в логопедическом плане, это приводит к тому, что дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопункте. Поэтому дальнейшая коррекционная работа должна строиться дифференцированно. Таким образом, перед логопедами и учителями стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей.
Далее рассмотрим что такое преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. А преемственность со стороны детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Поэтому чтобы подготовить ребёнка к школе мы должны знать запросы учителя, какого ученика он хочет получить на конечном этапе.
Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков. Поэтому в нашей совместной комплексной работе необходимо участие учителей начальных классов.
Большая часть учащихся приходят в школу с явными или незначительными дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, что ведёт к таким нарушениям как дисграфия и дислексия (нарушения чтения и письма). Педагогу с первых дней обучения в школе следует включать в процессе обучения элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, видя постоянный учёт речи детей. Нужно помнить, что в процесс работы над произношением важное значение имеет слух и фонематическое восприятие ; моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи.
Приведу примеры использования игровых методов при работе над согласными звуками: «Узнай звук» (педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова с заданными звуками, хлопают, затем проговаривают эти слова, «Придумай слово на заданный звук», «Найди слово» (дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками) и т. д. Далее нужно уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи. Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведу конкретные примеры : развитие зрительного восприятия форм «Из каких фигур нарисованы флажки», «Чем похожи домики» ; развитие фонематического восприятия «Склеенное слово» (выделение отдельных слов из квазислова, «Сравни слово», «Допиши букву» (закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками, «Волшебный домик» (развивать умение определять последовательность букв в слове, «Будь внимателен» (закрепление начертания заглавных букв) и т. д.
В общем, проблема взаимосвязи и преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества, так как сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенью на лестнице коррекции, в одиночку не справится с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребёнка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Важна действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Предлагаю совместный план работы по программе преемственности.
Время проведения. Совместная работа педагогов и логопедов. Работа с детьми. Работа с родителями.
Сентябрь Первые дни ребёнка в школе (посещение занятий) Родительское собрание, тема: «Что должен знать взрослый обучающий ребёнка основам грамоты».
Октябрь Посещение занятий в детском саду.
Ноябрь Круглый стол обмен впечатлениями. Совместное логопедическое развлечение. Круглый стол, тема: «Готовим ребёнка с проблемами в речевом развитии к школе»
Декабрь Обмен опытом, мини – педсовет.
Январь Подведение итогов работы за первое полугодие. Соревнование «Весёлые старты». С участием родителей.
Февраль. Совместное методическое объединение.
Март.
Взаимное посещение занятий, уроков. Экскурсия по школе «Я – будущий первоклассник».
Апрель. Родительское собрание, тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».
Май. Подведение итогов работы за второе полугодие. Выпускной бал «До свидания, детский сад».
Литература
1. Ананьев Б. Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М. : Знание,1960г. с. 156.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение,1974г. с. 256.
3. Венгер Л. А. ,Марциновская Т. Д. ,Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М. : Знание, 1994г. с. 192.
4. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. \\ Начальная школа. 2000.№1.- М. : Педагогика. 2001 г.
5. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы – М. : Просвещение, 1984г. с. 159.