юлия гончарова
Семинар-практикум «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум – семинар
«Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель:
1. Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики;
Ход семинара
Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?
Публикация «Семинар-практикум „Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В настоящее время, одной из таких инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, целью которой является формирование у детей творческого мышления.
ТРИЗ - не просто развивает детскую фантазию, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, даёт в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.
Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Практическая часть
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра «Да – нетки» или «Угадай, что я загадал»
Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др.
Игра «Черное – белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: «Книга».Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.) Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Таблетка», «Конфетка» и др.
Игра «Наоборот» или «Перевертыши»
(проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать, выход – вход).
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, нам надо усовершенствовать кастрюлю. Нужно из трех произвольно выбранных объектов ( например: дерево, лампа, кошка) выбрать 3 слова и применить к исходному объекту (кастрюле). Вопрос к детям, как вы считаете, какими бывают дерево, лампа, кошка? Предполагаемые ответы детей:
дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, раскидистое, колючее ;
лампа - электрическая, светящаяся, настольная, разбитая, керосиновая, волшебная, цветная; кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, дикая, мяукающая, злая, полосатая, игривая, царапающаяся и т. д.
Дети выбирают любые 3 слова.
У нас получилось: кастрюля – высокая, волшебная, мяукающая.
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные», «пиктограммы», назвать их и сделать презентацию.
Например «Левообезьян». Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .
Метод «эмпатии», основан в полном отождествлении себя в качестве кого – то или чего – то.
Например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чм сейчас думает мыло? Предполагаемые ответы детей: боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. После этого педагог предлагает взять образ цветочка на клумбе, образ муравья, ползающего по асфальту и т. д.
Метод «системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу. Например: Система «Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?» (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Приемы фантазирования
Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.
Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными, а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему «динамика» превратить постоянные свойства в переменные, а по приему «статика» – переменные свойства в постоянные.
Пример: Компьютер, измененный по приему «динамика», мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему «статика», имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик -Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .» Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказка от стишка (Э. Стефановича) - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка. (Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.. .)
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .» Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – «Крошечка –Хаврошечка».
Сказка по – новому – «Хаврошечка злая и ленивая».
Сказки от «живых» капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «на что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?» далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой.. .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: «Путешествие в прошлое одежды», «Посуда рассказывает о своем рождении», «история карандаша» и т. п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.
Например, воспитатель обращается к детям: «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?». Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?».
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Имитационные игры
Упражнения по методике ТРИЗ
Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…Мальчик нашл эффективный способ. Подвинув стул к двери, он сказал девочке: «Вс, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась. Методика ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем.
Упражнения на раскрытие функций предмета
1.«Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и. т. д.
Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?
2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.
Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.
Упражнения на нахождение путей развития нахождения ситуации
1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зрнышком, а стало (деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звзды, потому что днм их не видно; снег, потому что растаял и. т. д. - Было зелным, а стало жлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.
2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
Упражнения на выявление связей между объектами и их ресурсами
1.«Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепшки рукой и. т. д.
2. «Коллаж из сказок» В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребнком.
3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идт и всему удивляется. Вдруг видит, костр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.
4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и. т. д.)
Вывод: Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.
Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который педагог сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой житейской ситуации, а ребенок правильно и грамотно решать свои проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь.
Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии. Наукой доказано, что дошкольный возраст уникален, ибо как в это время сформируется ребнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребнка.
Основная задача педагога – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. ТРИЗ технология способствует формированию творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Исследовательский опыт показал, что дошкольник, овладев предпосылками УУД: понимает новые реалии, принимает самостоятельные решения, успешно справляется с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение.