Богданова Алеся
Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ»
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Работая в детском саду уже много лет и занимаясь изобразительной деятельностью, я все чаще стала использовать нетрадиционные техники рисования в работе с детьми. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Рисовать можно чем угодно : тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод, пробками от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пастой; листьями деревьев, цветов, травы; целлофаном; овощными штампами и печатками, а пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Публикация «Семинар-практикум „Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 % .Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью;
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой ;
монотипия пейзажная ;
печать по трафарету ;
монотипия предметная ;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости, ставится вода. Правило-каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки,в младших группах это украшение платьев, следы зверей,изображения (звери, птицы, рыбы, растения, солнце и др.) получается путем обведения ладошек и их частей, затем их раскрашивают. В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.
2. Использование «монотипии» - отпечатка.
Вариант1. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Вариант2. Лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение. Бабочки выполняются следующим образом: листочек сгибается пополам. Крылышко рисуется на одной половинке (достаточное количество воды и краски) так, чтобы туловище приходилось на линию сгиба. Второе крылышко получается путем прижимания второй (чистой) половинки к первой (на которой нарисовано крылышко). Пока бабочки сохнут, можно нарисовать несложный фон, на который потом бабочки наклеиваются (предварительно их нужно вырезать или вырвать из бумаги).
Вириант3. Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
3.«Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.
4. Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость. Например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
5. Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
6. Рисование краской прямо из тюбика. Для этого необходимо научить ребёнка выжимать краску нужного объёма сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Если размыть краски, выпуклость уменьшится и появятся разные оттенки цвета.
7. Кляксография.
Вариант 1. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Вариант 2. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение. Лучше всего получаются разные чудовища, но можно попытаться изобразить солнце, цветы (у ребят получались пейзажи, крокодилы). В конце работы не всегда получается то, что задумывалось. Но что-то все равно получается.
Вариант 3. Заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
8.«Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
9. Рисунок на мятой бумаге. Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
10. Рисунок через копировальную бумагу. Используется копировальная бумага разных цветов. Изображение наносится пальцем, палочкой.
11. Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (В тумане. Дождливый день).
12.«Рисунок клеем». На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.
13.«Цветные ниточки». Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить. Как правило таких изображений получается два. На газетном листе раскрашиваем нитку в нужный цвет. На одной половинке альбомного листа, который согнут и разогнут пополам, выкладываем каким-то узором раскрашенную нитку. Второй половинкой прижимаем (рука выступает в роли пресса). Другой рукой вытягиваем нитку за один или два хвостика (узор получается разный). Эти операции повторяем несколько раз, пока работа не окажется завершенной. Когда работа высохнет, какие-то детали можно подрисовать фломастерами, но не злоупотреблять ими.
14.«Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
Хочу познакомить или напомнить некоторыми видами нетрадиционного изображения, которое необычно, интересно и доступно детям.
15. Рисование жесткой полусухой кистью.
На листе необходимо нарисовать контур будущего рисунка. Затем жесткой кистью набрать густую краску и быстро прижимая к бумаге нанести на контур. Получился пушистый зверек или любимая игрушка.
16. Букварные узоры
Узоры (орнаменты) бывают растительные, геометрические и др. А бывают еще и букварные. Из чего их составляют? Из букв, которые можно переворачивать, укорачивать или удлинять. Что ими можно украсить? А, например, шаблон посуды.
17. Ниткография
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
18. Рисование пищевой пленкой (витражи). Нужно нанести пятна нескольких цветов акварельной краски или гуаши на всю поверхность листа. Прежде чем краска высохнет наложить пищевую пленку. Слегка нажимая на пленку оставить пустые дорожки, дать высохнуть и снять пленку можно образовавшиеся узоры обвести фломастером, создавая витражи.
19. Мыльная живопись. Обмакнуть кисть в небольшом количестве воды. Затем повращать ворсинками кисти по поверхности куска мыла. Мыльную краску нанести на рисунок, создавая кистью волнистый узор, затем сделать то же самое краской другого оттенка. При рисовании образуются пузырьки, которые, высыхая, наглядно помогают увидеть фактуру.
Использование бросового материала в художественно-творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов. Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает. Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики); гусеница, ловко перебирающая лапками \использование пробок разного размера \.
Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Таким образом, использование нетрадиционных материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются широко известными, общепринятыми, традиционными, занимает детей и вовлекает в творческий процесс, развивает стойкий интерес к изобразительной деятельности, обогащает и расширяет художественный опыт детей.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)