Елена Камалова
Семинар-практикум «Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность»
Камалова Елена Александровна
Воспитатель МАДОУ «ДС 378 г. Челябинска»
Цель: Формировать знания родителей о значении игрушки в жизни ребенка. Стимулировать родителей правильно выбирать игрушки для своих детей
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Игрушки наших детей, физическая и психологическая безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
1. Совершенствовать представления родителей об играх с игрушками, как основных методах усвоения дошкольников правильных норм поведения в обществе, формированию положительных личностных качеств.
2. Познакомить родителей с видами игрушек и психолого-педагогическими требованиями к игрушкам для детей раннего возраста.
3. Показать значимость тщательного отбора при покупке игрушек для своих детей (безопасность для физического и психического здоровья, возрастная адрессованность, полифункциональность и т. д.)
Оборудование: приглашения для родителей, визитные карточки для заполнения родителями, фломастеры, развивающая среда по теме «Игрушки», игрушки, принесенные детьми из дома, экран, ноутбук, видеосюжет «Игрушки наших детей».
План семинара-практикума:
1. Разминка.
2. Видеосюжет «Игрушки наших детей».
3. Беседа – «Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте»
4. Деловая игра «Магазин игрушек»
5. Заключительный оценочный этап.
Орг. момент: «Будем знакомы»
Задачи:
Создать атмосферу доверия. Заполнение визитных карточек
- уважаемые родители, для того чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся, чтобы могли обратится друг к другу в ходе работы, я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя и имя своего ребенка (мальчик или девочка). Родители пишут свое имя отчество и имя своего ребенка и ставят карточку рядом с собой, чтобы всем было видно.
Разминка «Докажи очевидное».
Сегодня я пригласила вас на очередную встречу, которая будет посвящена Игрушкам, в которые играют наши дети. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своего жизненного опыта.
1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.
2. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
3. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
4. Игра — окно в мир взрослой жизни.
5. Игра способствует развитию речи.
6. Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения на доску пишутся тезисы.)
Давайте вспомним свои любимые игрушки. Какие чувства и эмоции вы испытывали, играя с ними?
Выступление родителей.
Вывод: в подсознании мы понимаем, что любимую игрушку помним всю жизнь и это дает нам положительные эмоции. Детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
Видеосюжет «игрушки наших детей».
Вниманию родителей предлагается сюжет с участием их детей, играющих в игрушки в групповой комнате и рассказывающих о них.
Беседа -
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину Разнообразие детских игрушек очень велико и их ассортимент растет день ото дня. На рынок выходят новые производители, с новыми предложениями и растет количество магазинов детских игрушек. Сегодня легко можно удовлетворить самое изощренного пожелание маленького игромана. Но на фоне такого разнообразия следует всегда помнить о безопасности ребенка.
• Прежде всего, они должны соответствовать возрасту детей, быть безопасными и не приносить вред здоровью. Оцените механическую безопасность игрушки- неспособность данного изделия нанести травму ребенку при игре.
• Важно обратить внимание, из какого материала изготовлена игрушка. Безопасность, должна быть заверена в прилагающемся паспорте, где указано, что она не является аллергенным раздражителем.
• Запах. Игрушка не должна обладать резким или неприятным запахом. Это говорит о ее токсичности.
• Цвет. Слишком яркий цвет «ядовитый» оказывает негативное воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
• Гигиеничность игрушки. Можно ее мыть или стирать.
• Особо придирчивым следует быть при выборе конструкторов, мозаик, а также игрушек с магнитом. По размеру частей конструкторов, они должны быть не менее 4-5 см. в диаметре и не содержать мелких частей. Магниты должны быть хорошо влиты в пластмассу.
• Не стоит покупать детям монстров, мутантов … Психика ребёнка ещё не устойчива. У детей формируются понятия о добре и зле, а эти игрушки могут нести в себе как хорошее, так и плохое. Сложно определить по игрушке добрый это мутант или нет. Таким образом, у детей стирается грань между добром и злом, ребёнок начинает принимать это как норму. В дальнейшем эти проблемы могут усугубиться. После того, покупки важно удостовериться, что дети знают, как использовать их в игре.
• Научите ваших детей бережно относится к игрушкам.
• Учите детей убирать игрушки.
• Регулярно проверяйте игрушки, чтобы удостовериться, что они не сломаны и пригодны для эксплуатации:
• Велосипеды, самокаты и другие уличные игрушки не должно быть ржавыми и в грязи.
• Мягкие игрушки не должны быть порваны, а мелкие детали должны быть надежно пришиты.
• Не разрешайте ребенку играть с батарейками - их содержимое может стать причиной химических ожогов и отравлений. Потому, если игрушки электронные, следите, чтоб отсек с батарейками надежно закрывался винтами.
• Приучите ребенка убирать игрушки за собой, чтобы не только не спотыкаться и травмироваться, но и уберечь маленьких детей от игр с предметами, которые им пока не подходят.
Вопросы для родителей.
Ответьте на вопросы.
• Какие игрушки нравятся вашим детям?
• Как бы вы охарактеризовали положительные и отрицательные стороны появления новых игрушек на рынке?
По итогам обсуждения заполняем таблицу
«Позитивные и негативные стороны появления новых игрушек»
Позитивные стороны Негативные стороны
Игрушки делают из более ярких, привлекающих внимание детей материалов Новые красители не всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной системы
Игрушки приобретают новые развивающие возможности, средства воздействия на детей Игрушки могут оказывать пагубное воздействие на психику ребенка
Вывод: с появлением новых игрушек возникают и новые опасности для детей, которые взрослым необходимо знать и уметь выявлять. Важно понимать. Какое значение имеют различные игры и игрушки для развития ребенка и научиться выбирать среди огромного ассортимента ту, которая бы его развивала и была при этом безопасна.
Деловая игра «Магазин игрушек»
Задачи: актуализировать представления родителей о значении игр и игрушек для развития ребенка.
Оборудование: настольно-печатные игры, строительные наборы, спортивные принадлежности, игрушки-«страшилки», наборы для творчества.
Предлагаю объединиться по3-4 человека. Рассмотрите игры и игрушки на столах. Выберите по 4 игрушки
Первая команда: игрушки, которые вы бы купили своему ребенку.
Вторая команда: игрушки которые бы выбрали дети вашей группы.
Третья команда: игрушки, которые бы вы никогда не приобрели бы ни своим детям, ни детям своих знакомых.
Вопросы для групп:
1. Чем вы руководствовались при выборе игрушек? Каковы были критерии отбора?
2. На что, по вашему мнению, родители обращают внимание при покупке игрушек?
Родители объясняют критерии своего выбора. Высказывания родителей.
Таким образом, можно сделать вывод: игрушка не только сопровождение игры, развлечения, но и средство обучения. Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Важно играть вместе с ребёнком. У вашего малыша может быть много игрушек, но он будет одинок, не сможет занять себя, если вы не покажете ему как играть игрушками, что можно с ними делать. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). С помощью игрушки ребёнку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве.
Заключительный оценочный этап.
Предлагаю, обобщить проделанную работу, и посмотреть соответствуют психолого-педагогическими требованиями игрушки, находящиеся в нашей групповой комнате и игрушки, которые дети принесли из дома. Сделайте вывод безопасны они для вашего ребенка, соответствуют ли возрасту? Пересмотрите вы свои взгляды при выборе игрушек в дальнейшем. Из вышеизложенного следует, что к такой радости, как новая игрушка нужно относиться очень серьёзно, чтобы ребенок рос здоровым, счастливым и всегда вспоминал свое детство с улыбкой и нежностью. Удачных и правильных вам покупок! Наше собрание подошло к концу. Если вы приобрели новые знания, вам все понравилось прошу вас оставить смайлик на нашей доске. Для того, чтобы информация сохранилась, были приготовлены памятки. Всего доброго, до новых встреч.
Памятка для родителей
Как выбрать игрушку ребёнку.
Совет первый. Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки – серьёзное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребёнка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д.
Совет второй. Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребёнок, за консультацией. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребёнка посещение дошкольного учреждения более привлекательным.
Совет третий. Конструкторы и строительные материалы, настольно – печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора, дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаика, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство - это следует покупать.
Совет четвертый. Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребёнка.
Назовём их критериями и разделим на две категории: обязательные и дополнительные. Обязательных критериев пять.
1. Безопасность игрушки.
1. О безопасности игрушки свидетельствует наличие сертификата РОСТЕСТа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических и химических признаков опасности для здоровья.
2. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
3. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
4. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
5. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Дополнительные критерии не являются обязательными, но раз уж вы захотели квалифицированно разбираться в игрушках и играх, то постарайтесь запомнить и их:
1. Культуросообразность игрушки, т. е. её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
2. Возможность использования игрушки в коллективной игре.
3. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (т. е. детьми с физическими недостатками и особенностями, так и с явными признаками опережающего развития. Для таких детей это переходит в разряд обязательных).
4. Прочность и долговечность игрушки.
5. Использование в игре экологически чистых материалов (дерево, песок, вода, камень и т. д.).
6. Качество описания игрушки.
7. Качество упаковки игрушки.