Надежда Белушева
Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.
Тема. Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Подготовила и провела:
учитель-логопед Белушева Н. Н.
г. Тогучин
октябрь, 2018
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Публикация «Семинар-практикум „Формирование фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференцирование гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе эта работа продолжается, звуки соотносим с буквами, знакомим с графическим (буквенным) обозначением звуков.
Обучение грамоте в средней группе.
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.
Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволяет детям обследовать звуковую сторону слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше или резче, четче всех других звуков.
При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя.
Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
• Звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
• После того,как он выделен, его нужно назвать изолированно так, как он слышится в слове (мяч – первый звук «мь», мак – первый звук «м»)
• Интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функцию обследования звукового состава слова.
• Словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (мороз, еж)
Чтобы сделать занятие более привлекательным, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук «Р» - песенка большого мотора, звук «С» - песенка большого насоса, «Ж» - песенка жука, «Ш» - песенка ветра.
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки называют братцами: твердый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец, а одинаковые согласные звуки называют товарищами.
В средней группе даются знания о первом звуке в слове.
Рекомендуемые игры.
• «Назови слова». Детям предлагается назвать слова, в которых есть «песенка ветра» или другие «песенки», можно по картинкам.
• «Будь внимательным». Если я назову большого братца – звук «С», то вы поднимете руки вверх, если маленького «Сь» - похлопаете по коленкам.
• «Игра в кругу с мячом». Я называю слово, выделяю в нем голосом один звук, бросаю мяч, а тот кто его поймает, должен повторить слово так, как я его сказала и перебросить мяч мне (маК, Лук, саНи, реКа, киТ, Волк).
• «Будь внимательным» (в кругу с мячом). Воспитатель отдает мяч ребенку и называет слово, затем называет другое слово, а ребенок передает мяч другому. Если в слове услышите звук «Р» - мяч нужно перебросить воспитателю.
• «Назови игрушку». На столе ряд игрушек. В ряду есть первая игрушка, например петух, затем ставлю первой другую игрушку. К доске вызываются четыре – пять детей. Дети встают в один ряд. Кто стоит первым? Предлагаю встать первым в ряду другому ребенку. Я вам расскажу тайну. Мы назвали первую игрушку в ряду, первого ребенка в ряду. У всех слов есть тоже первый звук, с которого слово начинается. Послушайте и скажите первый звук в слове «кот» и т. д.
• «Найди пару». Детям раздается по одной предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова – названия начинались с одного звука (машина – малина, стол – слон). Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках, с какого звука начинается слово. Теперь разойдитесь по комнате, а по сигналу «ищи» вы должны найти друг у друга предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно. Гуляйте … ищите.
Обучение грамоте в старшей и подготовительной группах.
Основная задача обучения грамоте в старшей и подготовительной группах – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слов.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем (слово жук ребенок должен произнести три раза, интонационно выделяя каждый звук). Звуковую структуру слова представляем в виде модели. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Слово произносится каждый раз полностью. Вначале любой выделяемый звук обозначается фишкой одного цвета – серого.
Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.
Хорошо отработанной действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последующему, является основой будущего грамотного, без пропусков, письма.
При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звук в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т. д.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.
После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, затем с согласными. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм, громко крикнуть (ррр, и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков.
Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков: большой братец и маленький братец (обозначение цветом).
У звуков «Ж», «Ш» нет мягкой пары, у «Й», «Ч» - нет твердой пары.
После того, как дети научатся различать гласные и согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели.
Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.
Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударение на первом слоге (мишка, каша).
Рекомендуемые игры.
• «Игра с заданиями».
• «Поймай конец и продолжай».
• «Скажи, как я».
• «Отгадай мое слово».
• «Магазин» (купить продукты, в названии которых есть звук «С»).