Папки-передвижки

Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия»

Надежда Белушева
Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2»

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.

Тема. Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Подготовила и провела:

учитель-логопед Белушева Н. Н.

г. Тогучин

октябрь, 2018

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Публикация «Семинар-практикум „Формирование фонематического восприятия“» размещена в разделах

Чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференцирование гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе эта работа продолжается, звуки соотносим с буквами, знакомим с графическим (буквенным) обозначением звуков.

Обучение грамоте в средней группе.

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволяет детям обследовать звуковую сторону слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше или резче, четче всех других звуков.

При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

• Звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;

• После того,как он выделен, его нужно назвать изолированно так, как он слышится в слове (мяч – первый звук «мь», мак – первый звук «м»)

• Интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функцию обследования звукового состава слова.

• Словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (мороз, еж)

Чтобы сделать занятие более привлекательным, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук «Р» - песенка большого мотора, звук «С» - песенка большого насоса, «Ж» - песенка жука, «Ш» - песенка ветра.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки называют братцами: твердый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец, а одинаковые согласные звуки называют товарищами.

В средней группе даются знания о первом звуке в слове.

Рекомендуемые игры.

«Назови слова». Детям предлагается назвать слова, в которых есть «песенка ветра» или другие «песенки», можно по картинкам.

«Будь внимательным». Если я назову большого братца – звук «С», то вы поднимете руки вверх, если маленького «Сь» - похлопаете по коленкам.

«Игра в кругу с мячом». Я называю слово, выделяю в нем голосом один звук, бросаю мяч, а тот кто его поймает, должен повторить слово так, как я его сказала и перебросить мяч мне (маК, Лук, саНи, реКа, киТ, Волк).

«Будь внимательным» (в кругу с мячом). Воспитатель отдает мяч ребенку и называет слово, затем называет другое слово, а ребенок передает мяч другому. Если в слове услышите звук «Р» - мяч нужно перебросить воспитателю.

«Назови игрушку». На столе ряд игрушек. В ряду есть первая игрушка, например петух, затем ставлю первой другую игрушку. К доске вызываются четыре – пять детей. Дети встают в один ряд. Кто стоит первым? Предлагаю встать первым в ряду другому ребенку. Я вам расскажу тайну. Мы назвали первую игрушку в ряду, первого ребенка в ряду. У всех слов есть тоже первый звук, с которого слово начинается. Послушайте и скажите первый звук в слове «кот» и т. д.

«Найди пару». Детям раздается по одной предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова – названия начинались с одного звука (машина – малина, стол – слон). Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках, с какого звука начинается слово. Теперь разойдитесь по комнате, а по сигналу «ищи» вы должны найти друг у друга предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно. Гуляйте … ищите.

Обучение грамоте в старшей и подготовительной группах.

Основная задача обучения грамоте в старшей и подготовительной группах – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слов.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем (слово жук ребенок должен произнести три раза, интонационно выделяя каждый звук). Звуковую структуру слова представляем в виде модели. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Слово произносится каждый раз полностью. Вначале любой выделяемый звук обозначается фишкой одного цвета – серого.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанной действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последующему, является основой будущего грамотного, без пропусков, письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звук в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т. д.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, затем с согласными. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм, громко крикнуть (ррр, и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков.

Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков: большой братец и маленький братец (обозначение цветом).

У звуков «Ж», «Ш» нет мягкой пары, у «Й», «Ч» - нет твердой пары.

После того, как дети научатся различать гласные и согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели.

Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударение на первом слоге (мишка, каша).

Рекомендуемые игры.

«Игра с заданиями».

«Поймай конец и продолжай».

«Скажи, как я».

«Отгадай мое слово».

«Магазин» (купить продукты, в названии которых есть звук «С»).

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия «Формирование фонематического восприятия» в старшей группе Цель: 1. Закреплять умение детей делить слова на слоги, ставить ударение. 2. Развивать умение составлять рассказ по серии картинок и вопросам.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия 1. Игры на развитие слухового внимания «Узнай по звуку» Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи. Оборудование: ширма, различные.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития. Ермолова А. Е. Слайд.

Стадии развития фонематического восприятия Развитие фонематического восприятия проводят в соответствии с онтогинезом. Следует заново перезапустить программу развития фонематического.

Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит.

Развитие фонематического восприятия у детей с ФФНР Тема: "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФНР" Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,.

Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Семинар-практикум «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе» Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа – поэты, художники и философы всех времен.

Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия»
Опубликовано: 1 января 2019 в 14:51
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Белушева (УИ 1650985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД