Наталья Галкина
Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Русский язык обладает сложной звуковой системой. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению звуковой стороны слова.
Публикация «Семинар-практикум „Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.
Практическое овладение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения у дошкольников проводится систематически.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух: способность слышать, распознавать фонологические средства языка.
Согласно программным требованиям, во II младшей группе воспитатели совершенствуют умения детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц, развивают у воспитанников моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Большое внимание уделяется выработке правильного темпа речи, интонационной выразительности, формированию умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
В средней группе воспитатели закрепляют у детей правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывают произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивают ребятам артикуляционный аппарат, продолжают работу над дикцией: совершенствуют отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивают также фонематический слух: учат различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, определять, есть ли конкретный звук в слове. Педагоги совершенствуют интонационную выразительность речи детей.
Успешная реализация программных задач зависит от специально заданной, продуманной развивающей среды. Целенаправленные педагогические воздействия и благоприятная речевая среда, из которой дети черпают культурные речевые образцы, помогают дошкольникам овладевать конкретными речевыми умениями.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Но в этом возрасте дети неверно произносят (или не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (р, рь, л, ль) звуки, а некоторые звуки пропускают. В этот возрастной период требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием детского артикуляционного аппарата и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, различных средств интонационной выразительности. Мы приучаем детей вслушиваться в правильную речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Учим детей четко произносить звук, выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком. Развиваем умения дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах – слогах. Отрабатываем дифференциацию твердых и мягких согласных - подводим детей к правильному произношению шипящих. Отрабатывается и дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков).
В средней группе работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Мы формируем и закрепляем у детей правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь). Уточняется термин «звук», появляется термин «слово».
Вся работа по формированию звуковой культуры речи в нашем детском саду основана на тесном сотрудничестве воспитателей и логопеда ДОУ Атякиной Галины Николаевны и осуществляется при помощи специально подобранного речевого материала.
Согласно учебному плану, организованная образовательная деятельность по формированию и развитию звуковой культуры речи в младшей и средней группах проводится 1 раз в месяц.
Помимо этого воспитатели групп решают задачи развития у детей звуковой стороны речи ежедневно : в режимных моментах, в свободное от занятий время, используя индивидуальный или подгрупповой подход.
В группах есть наглядный материал для обследования звуковой культуры речи младших и средних дошкольников, альбомы с картинками для работы над звукопроизношением, в достаточном количестве имеются методическая литература, разнообразные наглядные пособия, подобран весь необходимый материал: игрушки, настольные игры, картинки, кубики, предметы домашнего обихода, различные виды театров, музыкальные игрушки, инструменты.
Со второй младшей группы воспитатели знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, подготавливают детский артикуляционный аппарат с помощью разнообразных артикуляционных гимнастик («Артикуляционная гимнастика» авторов,, ,, «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» и С. В., «Логопедические распевки», «Пальчиковая гимнастика», и других специалистов)
Вначале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалами – используется зрительный самоконтроль. Затем зеркало убирают – функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. К упражнению подбирается картинка-образ.
В распоряжении дошкольников всегда находятся листочки и бабочки на ниточках, воротики, вертушки, вата, индивидуальные зеркала.
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: воспитатели обучают детей разнообразным пальчиковым играм и упражнениям, используют шнуровку, мозаики, пазлы, организуют продуктивные виды детской деятельности: рисование, лепку, аппликацию.
В наличии сборники потешек, чистоговорок, считалок, небольших стихотворений, словесных игр, используемые для выработки у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, предложений.
Воспитатели воспроизводят с детьми логопедические распевки, а также песенки, исполняемые с различной силой голоса, быстро и медленно (отработка речевого дыхания, силы и высоты голоса, включают детей в театрализованную деятельность – инсценировки, в которых дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
Игры и упражнения тематически объединяются.
Они направлены на развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, на развитие умения изменять интонацию и темп речи, развитие фонематического слуха.
Используются игры и упражнения, содержащие определенную группу звуков, а также на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию.
Игры и упражнения учат детей находить слова, близкие и разные по звучанию, подбирать слова на заданный звук, устанавливать наличие или отсутствие звука в слове, помогают понимать, что звуки разные.
Собраны и применяются в работе дидактические игры и материалы для формирования звукопроизношения, развития фонетического восприятия, формирования грамматического строя речи и развития связной речи.
Таким образом, в нашем детском саду созданы все условия для систематической и качественной работы по формированию звуковой культуры речи у детей II младших и средней групп.