Папки-передвижки

Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»

Наталья Галкина
Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Русский язык обладает сложной звуковой системой. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению звуковой стороны слова.

Публикация «Семинар-практикум „Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Практическое овладение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения у дошкольников проводится систематически.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух: способность слышать, распознавать фонологические средства языка.

Согласно программным требованиям, во II младшей группе воспитатели совершенствуют умения детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц, развивают у воспитанников моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Большое внимание уделяется выработке правильного темпа речи, интонационной выразительности, формированию умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

В средней группе воспитатели закрепляют у детей правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывают произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивают ребятам артикуляционный аппарат, продолжают работу над дикцией: совершенствуют отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивают также фонематический слух: учат различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, определять, есть ли конкретный звук в слове. Педагоги совершенствуют интонационную выразительность речи детей.

Успешная реализация программных задач зависит от специально заданной, продуманной развивающей среды. Целенаправленные педагогические воздействия и благоприятная речевая среда, из которой дети черпают культурные речевые образцы, помогают дошкольникам овладевать конкретными речевыми умениями.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Но в этом возрасте дети неверно произносят (или не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (р, рь, л, ль) звуки, а некоторые звуки пропускают. В этот возрастной период требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием детского артикуляционного аппарата и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, различных средств интонационной выразительности. Мы приучаем детей вслушиваться в правильную речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Учим детей четко произносить звук, выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком. Развиваем умения дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах – слогах. Отрабатываем дифференциацию твердых и мягких согласных - подводим детей к правильному произношению шипящих. Отрабатывается и дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков).

В средней группе работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Мы формируем и закрепляем у детей правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь). Уточняется термин «звук», появляется термин «слово».

Вся работа по формированию звуковой культуры речи в нашем детском саду основана на тесном сотрудничестве воспитателей и логопеда ДОУ Атякиной Галины Николаевны и осуществляется при помощи специально подобранного речевого материала.

Согласно учебному плану, организованная образовательная деятельность по формированию и развитию звуковой культуры речи в младшей и средней группах проводится 1 раз в месяц.

Помимо этого воспитатели групп решают задачи развития у детей звуковой стороны речи ежедневно : в режимных моментах, в свободное от занятий время, используя индивидуальный или подгрупповой подход.

В группах есть наглядный материал для обследования звуковой культуры речи младших и средних дошкольников, альбомы с картинками для работы над звукопроизношением, в достаточном количестве имеются методическая литература, разнообразные наглядные пособия, подобран весь необходимый материал: игрушки, настольные игры, картинки, кубики, предметы домашнего обихода, различные виды театров, музыкальные игрушки, инструменты.

Со второй младшей группы воспитатели знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, подготавливают детский артикуляционный аппарат с помощью разнообразных артикуляционных гимнастик («Артикуляционная гимнастика» авторов,, ,, «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» и С. В., «Логопедические распевки», «Пальчиковая гимнастика», и других специалистов)

Вначале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалами – используется зрительный самоконтроль. Затем зеркало убирают – функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. К упражнению подбирается картинка-образ.

В распоряжении дошкольников всегда находятся листочки и бабочки на ниточках, воротики, вертушки, вата, индивидуальные зеркала.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: воспитатели обучают детей разнообразным пальчиковым играм и упражнениям, используют шнуровку, мозаики, пазлы, организуют продуктивные виды детской деятельности: рисование, лепку, аппликацию.

В наличии сборники потешек, чистоговорок, считалок, небольших стихотворений, словесных игр, используемые для выработки у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, предложений.

Воспитатели воспроизводят с детьми логопедические распевки, а также песенки, исполняемые с различной силой голоса, быстро и медленно (отработка речевого дыхания, силы и высоты голоса, включают детей в театрализованную деятельность – инсценировки, в которых дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Игры и упражнения тематически объединяются.

Они направлены на развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, на развитие умения изменять интонацию и темп речи, развитие фонематического слуха.

Используются игры и упражнения, содержащие определенную группу звуков, а также на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию.

Игры и упражнения учат детей находить слова, близкие и разные по звучанию, подбирать слова на заданный звук, устанавливать наличие или отсутствие звука в слове, помогают понимать, что звуки разные.

Собраны и применяются в работе дидактические игры и материалы для формирования звукопроизношения, развития фонетического восприятия, формирования грамматического строя речи и развития связной речи.

Таким образом, в нашем детском саду созданы все условия для систематической и качественной работы по формированию звуковой культуры речи у детей II младших и средней групп.

Публикации по теме:

«Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Мастер-класс по развитию звуковой культуры речи Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Слайд.

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в современном пространстве» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» К трем годам произносительная сторона речи у детей не.

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Этапы работы над звуком I Этап. Подготовительный 1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания. 2. Игры на развитие речевого слуха.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.

Семинар-практикум «Организация гендерного подхода в воспитании детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо 2 слайд. В свете требований ФГОС гендерный.

Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 18:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Галкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД