Приложение МААМ

Семинар-практикум «Дома играем — фонематический слух развиваем» для родителей

Наталья Кудрина
Семинар-практикум «Дома играем — фонематический слух развиваем» для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум:«Дома играем – фонематический слух развиваем» (для родителей)

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Дома играем — фонематический слух развиваем“ для родителей» размещена в разделах

1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.

2. Показать на практике, как в игровой форме моно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха.

Форма проведения: семинар-практикум.

Аудитория: родители (законные представители) детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Количество участников: учитель-логопед, родители (законные представители) детей старшей группы.

План:

1. Вступление.

2. Приветствие.

3. Мини-лекция.

4. Игровой практикум.

4. Заключение.

5. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах закрепления знаний о фонематическом слухе и фонематическом восприятии;

2. Умение родителей самостоятельно организовать игры дома, подбирая дидактический материал на основе рекомендаций учителя-логопеда.

Информационно - техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран, презентация «Дома играем – фонематический звук закрепляем».

Материалы и оборудование: игры, кассета с музыкой звуков окружающего мира, классическая музыка.

Раздаточный материал: буквы, силуэты разноцветных рыб, аквариумы, мешочек с шоколадками, ключи, буклеты, памятки, карточки с заданиями.

Ход семинара-практикума:

Вступление:

Учитель - логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы поговорим о фонематическом слухе и фонематическом восприятии.

Приветствие:

Учитель - логопед: Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»:

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (ДА)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (ДА)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (НЕТ)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (ДА)

Мини-лекция:

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? С помощью, каких упражнений вы можете самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. (Включается запись звуков). Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. (Включается запись музыки). Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему, мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать «кодом» языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего не сформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости в школе, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Ошибки, которые ребенок будет допускать при чтении и письме:

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюк» вместо «утюг»).

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч) («сяпка» вместо «шапка», «сяпля» вместо «цапля» и т. д.).

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Сегодня на семинаре - практикуме мы поучимся выполнять разные игровые упражнения, чтобы научить детей слушать и слышать. И играя дома в игры, вы вскоре заметите, что ваш ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игровой практикум:

Учитель - логопед: Уважаемые родители! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько «дверей». От каждой двери есть ключ, но чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. Самая загадочная дверь - последняя. Кто ее откроет, того ждет сюрприз! В увлекательное путешествие есть два пути. По одному пойдёт 1 команда, по другому – 2 команда. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, та и получит ключ от двери. У кого больше будет ключей, тот и победит. Итак, в путь!

(На слайде появляется картинка с изображением красивого замка.)

1. Перед вами страна Знаний. Нас встречают принц Знаний и принцесса Умений. Но чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.

Дидактическая игра «Назови имя».

Цель: упражнять в определении первого звука в слове и составлении слова из букв, воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: командам выдаются кассы букв и карточки с изображением мальчика или девочки. Вверху карточки кармашки с картинками. В каждой картинке нужно выделить первый звук, и в кассе букв выложить имя. Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.

2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших букв и верните их на место.

Дидактическая игра «Буква заблудилась»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.

Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Задание для 1 команды.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

Задание для 2 команды.

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)

Задание для 1 команды.

Мы собрали васильки

На головах у нас щенки (венки).

Задание для 2 команды.

Забодал меня котел,

На него я очень зол (козел).

3. Перед вами третья дверь.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.

Ход игры: для того, чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из слов. Команды получают по 10 картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.

4. У четвертой двери нас ожидает следующее задание.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Цель: активизировать словарь, развивать умение классифицировать предметы по группам, развивать способность к логическому мышлению, воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: командам выставляется по одном плакату с изображением 9 предметов. Для 2 команды – животные. Для 1 команды – овощи. Предлагается выделить лишний предмет, объяснить, почему. Если команды справляются с заданием – получают по ключу.

5. У пятой двери нас ждет увлекательное задание. Мы отправимся на рыбалку.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: закрепить название букв, умение составлять из букв слова; воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: на столе «аквариум». Участники по очереди достают «магнитной удочкой» силуэты разноцветных рыбок с буквами. Затем команда из этих букв составляет слово. Чья команда быстрее составит слово, та получит ключ.

6. Чтобы открыть шестую дверь, вам нужно отгадать «тайное слово».

Дидактическая игра «Тайное слово»

Цель: упражнять в выделении звука в слове: в начале, середине, конце; закрепить знание о геометрических фигурах; воспитывать внимание.

Ход игры: командам выдается линейка с изображением прорезанных цветных геометрических фигур, куда будет записываться «тайное слово».

Задание для 1 команды.

В слове ДОМ выделить первый звук и записать букву в красный круг.

В слове КОМАР выделить звук в конце слова и записать букву в синий квадрат.

В слове УЛИТКА выделить первый звук и записать букву в зеленый треугольник.

В слове ПОЖАР выделить согласный звук в середине слова и записать в желтый овал.

В слове БАНТ выделить первый звук и записать букву в красный треугольник.

В слове МАК выделить звук в середине слова и записать букву в синий треугольник.

Задание для 2 команды.

В слове ШАР выделить первый звук и записать букву в красный круг.

В слове РУКА выделить согласный звук в середине слова и записать букву в синий прямоугольник.

В слове ОКУНЬ выделить первый звук и записать букву в зеленый треугольник.

В слове ГОЛ выделить согласный звук в конце слова и записать в желтый овал.

В слове ТАНК выделить гласный звук в середине слова и записать букву в красный треугольник.

У 1 команды должно получиться слово ДРУЖБА. У 2 команды – ШКОЛА.

7. Итак, вы добрались до последней двери, за которой вас ожидает сюрприз. Но игру продолжит та команда, у которой больше ключей. Подсчитывают ключи.

Дидактическая игра «Чудесная лесенка»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове, умении составлять слово из букв; воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: выставляется схема словесной лесенки. Предлагается подняться по лесенке вверх по первым звукам. Прочитав слово, команда узнает, что находится в мешочке на верху лесенки. Получилось слово ШОКОЛАД.

Команда открывает мешочек, участники достают шоколадки.

Учитель - логопед: Вот и закончилось наше путешествие по стране Знаний. Но мы преодолели лишь небольшую часть пути, впереди нас ждут новые, интересные, увлекательные путешествия.

Заключение:

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Вы сегодня плодотворно поиграли, убедились, как в игре можно развить фонематический слух и фонематическое восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения ваших детей в школе русскому языку и литературе. В такие игры вы можете дома с удовольствием поиграть со своим ребенком.

Я надеюсь, что данные игры будут способствовать эффективному развитию детей. Помните, что правильно подобранная игра способствует вашему дружескому общению с детьми, налаживанию теплых и доверительных отношений.

Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и давайте подведем итог нашей встречи: выскажитесь, что вам понравилось (не понравилось); какие вопросы у вас возникли.

Логопед благодарит родителей за участие в семинаре-практикуме и раздает буклеты, содержащие информацию семинара.

И хотелось бы, закончить свой семинар - практикум словами Эстера Селсдона: «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» Цели: обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, повышение педагогической культуры родителей. Задачи: Показать родителям.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Семинар-практикум с педагогами «Метеоплощадка в ДОО. Наблюдаем, экспериментируем, играем»Семинар-практикум с педагогами «Метеоплощадка в ДОО. Наблюдаем, экспериментируем, играем» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Дома играем — фонематический слух развиваем» для родителей
Опубликовано: 23 февраля 2024 в 17:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Дома играем — фонематический слух развиваем» для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кудрина (УИ 644869) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД