Светлана Гончарова
Семинар-практикум для заведующих и воспитателей района «Коррекционная работа на логопункте»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Для заведующих и воспитателей района
«Коррекционная работа на логопункте»
План проведения практикума:
1. Организационный момент.
2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Коррекционная работа на логопункте».
3. Показ части занятия с подгруппой детей старшей группы «Артикуляционные упражнения».
Публикация «Семинар-практикум для заведующих и воспитателей района „Коррекционная работа на логопункте“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений. Буклеты.
5. Показ части индивидуального занятия по постановке звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.
6. Показ части индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.
7. Совместная деятельность логопеда и воспитателей, которые выступают в роли детей.
8. Фонематическое развитие (Буклет).
9. Обмен выступлениями о встрече.
Цель: Обучить воспитателей артикуляционным упражнениям и способам постановки звуков у детей.
Задачи: Расширить представления воспитателей в оказании помощи ребенку по развитию артикуляционного аппарата.
Участники семинара: заведующие и воспитатели детских садов района, учитель- логопед ведущий практикума.
Продолжительность: 40 мину -1 час.
Оборудование: столы и стулья, зеркала для детей, зеркала для участников семинара, буклеты с артикуляционными упражнениями и рекомендациями по их проведению, спирт, вата, ватные палочки.
Предварительная подготовка
1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.
2. Разработка буклетов для воспитателей «Проведение артикуляционной гимнастики», «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики».
Ход практикума:
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие участники нашего сегодняшнего семинара – практикума. Сегодня я познакомлю вас с коррекционной работой, которая проходит на логопункте, со всеми её этапами. А так же мы потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений, которые вы в дальнейшем сможете применять в своей работе.
2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Коррекционная работа на логопункте».
Сначала я предлагаю вам послушать, как проходит коррекционная работа в нашем детском саду.
На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию (-это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, фонетико-фонематические нарушения (- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствии дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено - 25 человек на год и 12-16 детей на одновременную работу по коррекции речи. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места - дети 4-5 лет. (На основании положения о логопункте, которое составлено на основании Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специальных групп» (утверждено на засдании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования 24.02.2000г.)
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией или отсутствия такого учреждения, как у нас на селе, я занимаюсь с такими детьми, но тогда учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Сроки логопедической работы могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет, в зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т. е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.
И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут видимые результаты!
3. Показ части занятия с подгруппой детей старшей группы «Артикуляционные упражнения».
Сейчас я покажу вам часть занятия с подгруппой детей, которое проводится в самом начале коррекционной работы. Она включает в себя артикуляционные упражнения для развития артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно применять с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем ребенку было легче усваивать звуки.
«Сказка о веселом язычке».
4. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (Кратко)
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
9. Взрослый показывает выполнение упражнения.
10. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
11. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. (Раздать буклеты).
5. Показ части индивидуального занятия по постановке звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.
Сейчас вы посмотрите часть индивидуального занятия по постановке звука Р с ребенком подготовительной группы. Это уже следующий этап коррекционной работы.
6. Показ части индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] с ребенком подготовительной к школе группы.
Сейчас я вам покажу часть занятия с ребенком подготовительной группы по автоматизации звука Р в словах и предложениях.
Следующим этапом идет введение в связную речь. На данном этапе воспитатели и родители контролируют речь ребенка, чтобы звук закрепился в детской речи.
7. Совместная деятельность логопеда и воспитателей, которые выступают в роли детей.
Сейчас мы с вами потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений. (Раздать зеркала и комплексы артикуляционных упражнений).
8. Фонематическое развитие (Буклет).
И еще мне хотелось бы обратить ваше внимание на такую проблему у детей, как нарушение фонематического развития. Я подготовила для вас буклеты, ознакомьтесь пожалуйста, с ними.
9. Обмен впечатлениями о встрече.
Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла помочь вам и только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.