Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»

Елена Тимощенко
Мастер-класс для воспитателей «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»

Тимощенко Елена Сергеевна

Воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» г. Ленска

МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия)

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем“» размещена в разделах

Цель: создание условий для передачи опыта по применению метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: знакомство с возможностями использования метода мнемотехники с целью развития речи детей;

Передача опыта воспитателям путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

Практическое применение приёмов.

План проведения мастер-класса

1. Определение понятий «мнемотехника», «мнемотаблица».

2. Суть технологии мнемотехники

3. Этапы работы с мнемотаблицами

4. Практическое задание для воспитателей (создание мнемотаблиц к предложенным сказкам)

5. Рефлексия

Планируемый результат:

Знакомство с приёмами мнемотехники, мотивации педагогов на системное использование в практике метода мнемотехники.

Конспект

Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»

Все мы с вами знаем, что речь- одно из самых важнейших средств развития личности ребёнка в целом.

Но, к сожалению, речевые навыки детей с каждым годом становятся всё хуже, что вызывает затруднение в речевом общении детей. В современном мире дети перенасыщены информацией. Поэтому необходимо заинтересовать детей, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для себя я открыла мнемотехнику, которая опирается на приёмы запоминания.

Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.

Эта технология не является новизной. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Использование в нашей работе мнемотаблицы эффективно для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах.

Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

В чём же суть технологии мнемотехники. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко нами были сделаны выводы:

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Поэтому совсем необязательно иметь художественные способности: любой из вас в состоянии нарисовать или, сделать при помощи компьютера символические изображения предметов к выбранному рассказу.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.).

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.

Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.

Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Таким образом, используя метод мнемотехники при ознакомлении с художественной литературой достигаются следующие результаты: появляется желание пересказывать сказки; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; преодолевается робость, застенчивость, дети учатся держаться перед аудиторией. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем успешнее будет подготовка их к школе, так как активная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к обучению в школе.

При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомили детей с новой для них информацией, разбирали всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагали с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

1. Развитие всех видов памяти : - зрительной; - слуховой; - ассоциативной; - словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).

3. Развитие образного мышления.

4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.

5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Результаты можно назвать удовлетворительными, но с некоторыми детьми требуется педагогическая работа по развитию речи в данной возрастной группе. У детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории; расширился словарный запас; появился интерес к заучиванию стихов; многие преодолели застенчивость.

В дальнейшей своей работе мы планируем продолжать применять метод мнемотехники для развития активной речи детей дошкольного возраста, так как, данная методика нам интересна и, на наш взгляд, очень эффективна.

В течение учебного года планируется следующая работа: индивидуальная работа с детьми, индивидуальные беседы о писателях, поэтах, чтение художественной литературы, включить метод мнемотехники в работу по развитию речи детей, заучивание стихов коллективно и индивидуально; проводить беседы и консультации с родителями по данному разделу.

Практическое задание для педагогов

- Уважаемые коллеги, сегодня я хочу продемонстрировать Вам некоторые приёмы обучения. Сейчас мы разучим стихотворение Ирины Токмаковой «Как на горке-снег»

-Вы превращаетесь в ребятишек 4-5 лет. Дружно, встали, покружились и в ребяток превратились. Садитесь на свои места.

- Послушайте внимательно стихотворение:

Как на горке-снег, снег,

И под горкой снег-снег,

И на ёлке-снег, снег,

И под ёлкой- снег, снег.

А под ёлкой спит медведь.

Тише, тише… не шуметь.

- Скажите, о чём это стихотворение? (о снеге)

- Где лежит снег? (на горке, под горкой, на ёлке, под ёлкой)

- Кто спит под снегом? (медведь)

- Можно ли шуметь, когда спит медведь? (нет)

- Сложно запомнить стихотворение? Посмотрите на мнемотаблицу на экране. Картинки помогут вам быстро запомнить стихотворение. Давайте рассмотрим картинки. (Педагоги все вместе повторяют текст стихотворения с помощью мнемотаблицы)

- Молодцы! Ну, а сейчас дружно встали, покружились и во взрослых превратились. Я предлагаю вам, используя мнемотаблицы, темы: «Времена года. Зима.»; стихотворение, сказка «Кукушка».

- Работать вы будете в группах, самостоятельно. Разберите, пожалуйста по одному цветному кругу. (раздаю листы белой бумаги, простые карандаши и цветные карандаши. Педагоги рисуют мнемотаблицу согласно своей теме. При необходимости оказываю помощь нуждающимся).

- Итак, коллеги, давайте посмотри, что у вас получилось (педагоги составляют рассказы, используя мнемотаблицы).

- Скажите мне, как вы считаете, возможно ли использовать в своей работе методы и приёмы, мной предложенные? В каких видах деятельности можно использовать мнемотехнику? В заключении скажу слова К. Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Спасибо всем за внимание и активное участие. Желаю вам удачи и успехов во всех начинаниях!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь» КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ. Подготовила воспитатель: Томилова А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский.

Консультация для воспитателей «Развиваем логику и речь, играя дома» В 5 лет ребенок переходит в категорию старших дошкольников. Этот период знаменуется началом активной подготовки к школе. Навыки, развитые.

Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности и речь у детей раннего возраста» Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.

Мастер-класс для родителей «Развиваем речь в игре. Играем на кухне» Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми.

Мастер-класс для воспитателей средних групп по формированию звуковой культуры речи «Со звуками играем — речь развиваем» Цель: формирование звуковой культуры речи детей средней группы детского сада. Задачи: уточнить и систематизировать знания и.

Мастер-класс «Играем с буквами — развиваем речь, внимание, память» МАСТЕР - КЛАСС «ИГРАЕМ С БУКВАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ» Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово.

Опыт работы «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь» Человечество всегда по особенному относилось к рукам, можно сказать, даже мистически. Руки человека вовлечены во все жизненно важные аспекты:.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»
Опубликовано: 27 марта 2018 в 16:15
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тимощенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД