Елена Тимощенко
Мастер-класс для воспитателей «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
Тема: «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»
Тимощенко Елена Сергеевна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» г. Ленска
МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия)
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: создание условий для передачи опыта по применению метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: знакомство с возможностями использования метода мнемотехники с целью развития речи детей;
Передача опыта воспитателям путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
Практическое применение приёмов.
План проведения мастер-класса
1. Определение понятий «мнемотехника», «мнемотаблица».
2. Суть технологии мнемотехники
3. Этапы работы с мнемотаблицами
4. Практическое задание для воспитателей (создание мнемотаблиц к предложенным сказкам)
5. Рефлексия
Планируемый результат:
Знакомство с приёмами мнемотехники, мотивации педагогов на системное использование в практике метода мнемотехники.
Конспект
Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Речь у детей связную развиваем, мнемотехнику применяем»
Все мы с вами знаем, что речь- одно из самых важнейших средств развития личности ребёнка в целом.
Но, к сожалению, речевые навыки детей с каждым годом становятся всё хуже, что вызывает затруднение в речевом общении детей. В современном мире дети перенасыщены информацией. Поэтому необходимо заинтересовать детей, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для себя я открыла мнемотехнику, которая опирается на приёмы запоминания.
Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.
Эта технология не является новизной. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)
Использование в нашей работе мнемотаблицы эффективно для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах.
Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
В чём же суть технологии мнемотехники. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко нами были сделаны выводы:
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Поэтому совсем необязательно иметь художественные способности: любой из вас в состоянии нарисовать или, сделать при помощи компьютера символические изображения предметов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.
Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.
Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Таким образом, используя метод мнемотехники при ознакомлении с художественной литературой достигаются следующие результаты: появляется желание пересказывать сказки; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; преодолевается робость, застенчивость, дети учатся держаться перед аудиторией. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем успешнее будет подготовка их к школе, так как активная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к обучению в школе.
При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомили детей с новой для них информацией, разбирали всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагали с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
1. Развитие всех видов памяти : - зрительной; - слуховой; - ассоциативной; - словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления.
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Результаты можно назвать удовлетворительными, но с некоторыми детьми требуется педагогическая работа по развитию речи в данной возрастной группе. У детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории; расширился словарный запас; появился интерес к заучиванию стихов; многие преодолели застенчивость.
В дальнейшей своей работе мы планируем продолжать применять метод мнемотехники для развития активной речи детей дошкольного возраста, так как, данная методика нам интересна и, на наш взгляд, очень эффективна.
В течение учебного года планируется следующая работа: индивидуальная работа с детьми, индивидуальные беседы о писателях, поэтах, чтение художественной литературы, включить метод мнемотехники в работу по развитию речи детей, заучивание стихов коллективно и индивидуально; проводить беседы и консультации с родителями по данному разделу.
Практическое задание для педагогов
- Уважаемые коллеги, сегодня я хочу продемонстрировать Вам некоторые приёмы обучения. Сейчас мы разучим стихотворение Ирины Токмаковой «Как на горке-снег»
-Вы превращаетесь в ребятишек 4-5 лет. Дружно, встали, покружились и в ребяток превратились. Садитесь на свои места.
- Послушайте внимательно стихотворение:
Как на горке-снег, снег,
И под горкой снег-снег,
И на ёлке-снег, снег,
И под ёлкой- снег, снег.
А под ёлкой спит медведь.
Тише, тише… не шуметь.
- Скажите, о чём это стихотворение? (о снеге)
- Где лежит снег? (на горке, под горкой, на ёлке, под ёлкой)
- Кто спит под снегом? (медведь)
- Можно ли шуметь, когда спит медведь? (нет)
- Сложно запомнить стихотворение? Посмотрите на мнемотаблицу на экране. Картинки помогут вам быстро запомнить стихотворение. Давайте рассмотрим картинки. (Педагоги все вместе повторяют текст стихотворения с помощью мнемотаблицы)
- Молодцы! Ну, а сейчас дружно встали, покружились и во взрослых превратились. Я предлагаю вам, используя мнемотаблицы, темы: «Времена года. Зима.»; стихотворение, сказка «Кукушка».
- Работать вы будете в группах, самостоятельно. Разберите, пожалуйста по одному цветному кругу. (раздаю листы белой бумаги, простые карандаши и цветные карандаши. Педагоги рисуют мнемотаблицу согласно своей теме. При необходимости оказываю помощь нуждающимся).
- Итак, коллеги, давайте посмотри, что у вас получилось (педагоги составляют рассказы, используя мнемотаблицы).
- Скажите мне, как вы считаете, возможно ли использовать в своей работе методы и приёмы, мной предложенные? В каких видах деятельности можно использовать мнемотехнику? В заключении скажу слова К. Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Спасибо всем за внимание и активное участие. Желаю вам удачи и успехов во всех начинаниях!