Илюза Тетюцкая
Семинар «Пальчиками играем — речь развиваем!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиками играем - речь развиваем»
Добрый день! Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется выступление на тему «Пальчиками играем - речь развиваем».
Предлагаю взять один сверток, а что он означает я проговорю после выступления.
«Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!»
Японская пословица гласит:
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Публикация «Семинар „Пальчиками играем — речь развиваем!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
На сегодняшний день методов нетрадиционного видов пальчиковой гимнастики известно достаточно много. Но мне хочется остановиться на тех, которые, использую в своей практической деятельности:
Пальцевого массажа, игры с различными видами щеток, игры с пуговицами, игры с забавными - перчатками, с резиночками для волос.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
- способствует возникновению успокаивающего эффекта.
Все игры способствуют развитию мелкой моторики, координации речи движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, фантазии, воображения, способствует закреплению сенсорных эталонов (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).
Упражнения сопровождаю веселыми рифмовками. Также можно использовать любое стихотворение. Все эти игры очень интересны детям, но на каждой игре останавливаться не буду, остановимся на самых ярких. Предлагаю вам поиграть.
2. Массаж «пуговками». Развивает пальчики, успокаивает нервную систему.
Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи.
Перебирать пуговки
Щелкать каждым пальцем по пуговкам.
Крутить каждую пуговку между пальчиками.
Каждое упражнение сопровождаем художественным словом.
Например:
Дома я одна скучала,
Пуговки сама достала.
Пуговки перебираю,
Свои пальцы развиваю.
«Пуговица»
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки на пуговки положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы мы потянули
И немножко повернули
Покрутили мы по кругу
Передали дальше другу.
(Можно спросить ребенка с какими пуговками он поиграл).
Игры с забавными- перчатками
Развивает воображении детей, вызывает радостные эмоции. В процессе игры дети развивают речь, способствуют развитию тактильного чувства, развивается творческий потенциал, фантазия, воображение, внимание, память. Дети с помощью игр с перчатками могут сами создавать любой сюжет.
Превращается рука и в мышонка, и в зайчонка. (Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень – очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант – и все в порядке).
Игра "Перчатка"
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
«Мышка и кошка»
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась
(Слегка покачиваем скрещенными в замочек пальчиками)
В дырочку она глядит
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
«ДВЕ СЕСТРЫ» в эту игру могут играть от 2 до 3 человек
Две сестры (показываем два пальчика) глядят на братца: (пальчики к глазкам)
Маленький, неловкий (ручками показываем маленький рост,
Не умеет улыбаться (пальцами слегка растягиваем ротик,
Только хмурит бровки (пальцами опускаем бровки).
Младший брат чихнул спросонок (изображаем, как чихает,
Радуются сестры (ручки прижаты к груди и улыбаемся) :
— Вот уже растёт ребенок (руки вверх) —
Он чихнул, как взрослый!
«Зайка в норке отдыхал»
Зайка в норке отдыхал, (1-я строка - пальчики в кулачке)
Зайку кто-то вдруг позвал. (2-я строка - выпрямляем указательный и средний пальчики
Весь вылазить он не стал,
Только ушки показал.
Вправо-влево повернет: (5-я строка - пальчики вправо, влево)
«Нет, никто там не идёт». (6-я строка - по очереди сгибаем пальчики)
Почесал свою головку, (7-я строка - безымянным пальчиком, мизинцем «почесали» большой пальчик)
Спрятал ушки снова в норку. (8-я строка - сгибаем пальчики снова в кулачок)
Подводя итог выше сказанному хотелось бы отметить, что пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, дает успешную динамику речевого развития исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
А теперь вернемся к сверткам, раскройте пожалуйста, тот человек у которого оказался сверток с картинкой перчатка, получает небольшой подарок. Картотеку с пальчиковыми играми и забавную перчатку.
Спасибо за внимание!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка»
«Пальчиками играем - речь развиваем»
Подготовила воспитатель средней группы «Незабудка»
Тетюцкая И. Л.
Лянтор 2018г.