Алёна Лакиза
Семинар-практикум для воспитателей на улучшение климата в коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: улучшение климата в коллективе, сплочение педагогического коллектива
Задачи:
- исследовать стереотипы и позиции в общении;
- определить жизненные цели и установки на успешность в деятельности;
- проанализировать индивидуальные и профессиональные качества;
- создать благоприятный климат в коллективе.
Этап 1. Разминка
1. Приветствие
2. Упражнение «Чертополох и роза»
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей на улучшение климата в коллективе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Педагог-психолог: Ваша задача подойти к каждому человеку в группе со словами: «Я дарю тебе розу за…». И назовите положительное качество этого человека. Затем «Я дарю тебе чертополох за…». Озвучьте то качество, которое, по вашему мнению, является отрицательным или мешает общению.
Вопросы для обсуждения:
Скажите, что мешало вам дарить чертополох? Розу?
Что было проще дарить?
Что было сложнее дарить? Почему?
Анализ: В общении нам мешают стереотипы, установки и позиции, которые мы занимаем интуитивно. Для того, чтобы быть способным к активному общению, мы должны осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Значимы для педагога такие качества в общении: открытость, искренность, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы.
Этап 2. Теоретический
Педагог-психолог: Вспомните, как вы реагируете, когда попадаете в сложную ситуацию. Как партнер ведет себя? Отвечая на вопрос «Кто он?» – это значит проанализировать позицию собеседника, его установки и жизненные планы, сильные и слабые стороны.
1. В транзактном анализе есть две позиции – «Я» и «Ты». Позиции имеют две стороны – позитивную и негативную. Тот, кто воспринимает себя более позитивно, более успешен в общении. Рассмотрим четыре вида психологических установок на общение с окружающими (Памятка).
Анализ: Редко кто придерживается одной из установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля каждой из них. Чаще всего доминирует какая-то одна установка. Важно осознать доминирующую установку, поверить в то, что ее можно изменить. И укрепить в себе состояние «я о кей». Кстати, это совсем не означает, что у вас нет никаких проблем в общении.
Педагог-психолог: Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, то реагируете привычным способом. В транзактном анализе есть три способа реагирования, или три нашего «Я», которое мы проявляем в общении, в трудных или конфликтных ситуациях.
Обсудим материал по карточке «Три состояния нашего “Я”». В карточке узнаем о трех состояниях: «Родительское “Я”»; «Взрослое «Я» и «Детское «Я».
2. Три состояния нашего «Я» (Памятка).
Анализ: Различать эти состояния в себе – важно для успешного общения. Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас: родитель, взрослый или ребенок. И изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств. При общении с коллегами благоприятной является позиция «Взрослого». Это состояние осознанности, отсутствия импульсивности, способности принимать взвешенное решение, проявления ответственности за свои поступки и равноправия в общении. Физические признаки: спокойный тон, выдержка, солидность.
Этап 3. Диагностический
Педагог-психолог: Коллеги, сейчас исследуем доминирующую позицию в общении. Для этого нам понадобится опросник «Взрослый – Родитель – Ребенок». В опроснике 21 высказывание. Оцените от 1 до 10 баллов. Далее, подсчитайте сумму баллов.
Этап 4. Практический
Упражнение «Давление»
Цель: осознать модели в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Педагог-психолог: Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Озвучьте друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было комфортно?
Выполните совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
Помните, что, стремясь к психологическому давлению на партнера в общении (родитель, коллега, ребенок, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи он просто откажется от общения с нами.
Этап 5. Завершение
1. Упражнение «Цепочки»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.
2. Рефлексия