Марина Малютина
Игровая деятельность дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности, где важен не результат, а процесс. Сначала дети учатся взаимодействовать с предметами, а потом примеряют на себя роли взрослых.
Игровая деятельность дошкольников с ЗПР имеет такие особенности:
дети не заинтересованы в выполнении выданной им роли;
ребята не могут развернуть игру, предложенную взрослым человеком;
характерна «игра рядом», когда несколько детей договариваются участвовать в одном сюжете;
ярко выражены манипуляции с предметами.
Для старшего дошкольного возраста – 5, 6 и 7 лет – это не является нормой.
Такие особенности в играх характерны для детей с ЗПР, но не наблюдаются в других случаях, когда у ребенка нет задержки психического и речевого развития. Необходимо помнить важные моменты:
У таких детей ослабленная память. Они не могут запоминать даже относительно небольшие объемы информации. В процессе игровой деятельности ребенку нужно указывать на важные моменты. Желательно делать это регулярно, с определенной периодичностью, не перегружая его большим объемом данных.
Есть проблемы с формированием образов в детском мозге. И даже если с этим всё в порядке, то ребятам с ЗПР сложно переносить имеющиеся представления, которые были получены в стандартных ситуациях, на новое и еще не совсем понятное.
Ребята с ЗПР отличаются импульсивностью. Это характерная черта ролевых игр с участием детей, у которых есть нарушения: младших дошкольников и даже учеников старших классов. Она проявляется по-разному, в зависимости от возраста. Дети 2, 3 и 4 лет быстро переключаются с одних игрушек на другие. Например, малыш может с большим желанием надевать костюм пожарного и тут же, забыв про все, начинает играть в машинки. У старших всё немного сложнее. Но признаки импульсивности тоже можно выявить. Например, ребенок принимал участие в какой-то подвижной игре, и ему нравилось, а потом быстро переключился на что-то спокойное.
Возникают трудности при организации ролевой игры с участием ребят с ЗПР. Дети мало общаются друг с другом, слабо взаимодействуют, поэтому возникают конфликты. Всё это касается сюжетно-ролевых игр, где необходимы внимание, заданное поведение и понимание сути.