ольга осипова
«Занимательное путешествие по островам Математики». НОД с элементами LEGO-конструирования для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
(ФЭМП с элементами
LEGO-конструирования)
для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
Тема:
«Занимательное путешествие по островам Математики»
Образовательные области:
Познавательное развитие+
художественно- эстетическое развитие
Образовательная деятельность:
ФЭМП+
модельно-конструктивная деятельность
Составил:
воспитатель высшей категории
Осипова Ольга Сергеевна
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование. Конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное отделение № 2
группа «Радуга» старшего дошкольного возраста
комбинированной направленности (дети с ЗПР)
март 2023 г.
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством использования технологии проблемного обучения с элементами
LEGO-конструирования.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
• Закреплять навыки счета в пределах 10, совершенствовать навыки прямого и обратного счёта, называть «соседей» числа;
• Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять понятия «вправо», «влево»;
• Упражнять в конструировании ракеты из предложенного конструктора по образцу, цифры по схеме.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление;
• Продолжать развивать логику, воображение, концентрацию зрительного внимания, конструктивные умения;
• Развивать умение вести диалог, аргументировать свои высказывания, логически мыслить;
• Развивать умение работать в группе, парами и индивидуально, осознавая конечный результат деятельности;
• Развивать навык самооценки и самоконтроля.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Воспитывать интерес к математическим занятиям;
• Воспитывать усидчивость, терпение при выполнении заданий;
• Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в команде.
Предварительная работа: решение математических задач на сложение и вычитание; конструирование различных построек из LEGO.
Материалы : магнитофон, записи слов робота и взлета ракеты, презентация, мяч, коробочки с элементами ракеты, билеты с изображением LEGO-детали, карточки для составления задач, листы белой бумаги и бумаги в крупную клетку, простые карандаши, цифры из математического набора,
LEGO -детали для динамической паузы, LEGO для изготовления цифр и LEGO-схемы, «пульт управления», мольберты, интерактивная доска, ИКТ, аудиозапись мелодии, LEGO- детали с цифрами от 1 до 10, мячики су-джок.
Ход непосредственно организованной
образовательной деятельности:
Цель:
настроить детей на образовательную деятельность
создание проблемной ситуации
познавательная
деятельность детей, решение проблемной ситуации
оценка результатов
деятельности
1. Организационный момент. 1 мин
Дети заходят в группу. Встают врассыпную.
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Вводная часть. 3 мин
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру с мячом «Отвечай, не зевай!». Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.
Интеллектуальная разминка
• Какое сейчас время года?
• Начало, середина или конец весны?
• Сколько углов у треугольника? (3)
• Сколько хвостов у пяти коров? (5)
• Сколько лап у трех гусей? (6)
• Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
• Если стол выше стула, то стул?
• Если дорога шире тропинки, то тропинка?
• Сколько месяцев в году? (12)
• Какое сейчас время года?
• Сейчас день или вечер?
Воспитатель: дети, к нам сегодня прилетел необычный гость. Внимание на экран; звучит голос робота: «Я человечек с планеты «LEGO». Мой корабль потерпел крушение и рассыпался на части». Как мы можем ему помочь? (ответы детей)
Воспитатель: но злой волшебник разложил детали ракеты в волшебные коробочки. Чтобы их открыть, нужно отправиться в необычное путешествие по «Островам математики» и выполнить ряд заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите коробочку с деталью ракеты. Если мы справимся со всеми заданиями, то сможем восстановить ракету. Поможем герою? (ответы детей)
У меня есть карта, которая поможет нам в путешествии по островам математики (Приложение 1).
2. Основная часть 21 мин
Воспитатель: Чтобы занять место за столами, возьмите билеты. На билете изображена LEGO -деталь и на стульчиках такая же. (Уточнить, все ли заняли места согласно билетам).
Вопросы детям
• Все правильно сели на свои места?
• Настя, почему ты села на этот стул? Сколько шипов нарисовано на твоей детали LEGO?
• Милана, ты правильно заняла свое место? Почему ты так думаешь? И т. д. (Можно уточнять цвет детали и количество шипов)
• Жавохир, кто сидит справа от тебя? Слева от тебя?
• Мирослава, с какой стороны от тебя сидит Настя? И т. д.
• Посмотрите, мы выполнили первое задание и можем открыть первую коробку
(дети находят первую деталь ракеты).
Воспитатель:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: "Будет интересно!”
За столом сиди спокойно
И веди себя достойно.
Стол - это не кровать,
И на нем нельзя лежать.
Ответить хочешь-не шуми,
Лучше руку подними.
Воспитатель: Предлагаю помочь мне управлять волшебным кораблем. Возьмите листы бумаги и красный круг - это будет пульт управления. Ставим его на середину. Переводим пульт управления в правый верхний угол (звучит волшебная мелодия) Мы приплыли на «Остров заколдованных чисел».
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и заблудились. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку. (Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 10, наклеенный на элементы LEGO- конструктора).
Задания: прямой и обратный, назвать соседей числа 6, 2, 4, 9, либо назвать число соседями которого являются число1 и 3,6 и 7 и т. д.)
Воспитатель: Молодцы справились с заданием, все числа встали на свои места. Можем открыть вторую коробку. (Дети находят вторую деталь ракеты)
Воспитатель: Отправляемся дальше? Переводим пульт в левый нижний угол и оказываемся на острове «Математических задач» (на столах у детей картинки для составления задач на сложение и вычитание). Прежде, чем вы составите задачи, давайте вспомним:
• Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
• Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
• Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
Дети при помощи наглядных картинок составляют задачи на сложение и на вычитание ( спросить на выбор 2-3-ребенка: какую задачу составили они).
Вопросы для разбора задачи:
• Какое условие в этой задаче?
• Составьте вопрос.
• Эта задача на какое действие?
• Покажите решение с помощью чисел и знаков.
• Какой ответ у этой задачи?
Затем педагог предлагает решить задачи, выкладывая решение на карточке цифрами из математического набора.
Веселые задачи:
• 6 веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но 1 малыш устал: от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (6-1=5)
• 5 ворон на крышу сели,
3 еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело (5+3=8)
• 10 мальчишек в футбол играли
Одного домой позвали,
Он глядит в окно, считает
Сколько их теперь играет?
(10-1=9)
Воспитатель: Молодцы, все задачи решили правильно! И получаем еще одну деталь! А теперь давайте немножко отдохнем (переведём пульт управления на середину правой стороны).
Физкультминутка: 3 мин
- Один, два, три, четыре, пять,
Очень весело считать,
Не сидите в стороне
Подбегайте все ко мне.
(Дети подходят к воспитателю).
Кирпичик - LEGO выбирайте,
и в пары веселей вставайте.
Воспитатель: Ребята, пока будет звучать музыка, можно потанцевать, побегать, попрыгать. По сигналу: «Найди себе пару» нужно встать с тем, у кого такой же кирпичик LEGO (цвет, количество кнопок). Уточнить у детей, почему они стали в пары именно так. Предложить 2-3 детям пересчитать количество шипов на детали, сравнить их с количеством у партнера. Поменяться кирпичиками (играть еще раз, затем возвращаются за столы).
Воспитатель: Переводим пульт в нижний правый угол. Мы на «Острове геометрических фигур» (задания на интерактивной доске).На этом острове есть город. Нам необходимо помочь построить здания, подобрать нужные геометрические фигуры.
Воспитатель: получаем еще один элемент ракеты и отправляемся на следующий остров, для этого переведем пульт в верхний левый угол. Мы приплыли на остров «Графических диктантов». Подготовишкам предстоит нарисовать путь для полета ракеты на планету LEGO, а старшие ребята напишут зашифрованное письмо.
Но сначала мы разомнём свои пальчики. Возьмите мячики-ёжики. Вспомним нашу пальчиковую гимнастику: «Этот шарик не простой, Весь колючий, вот такой! Меж ладошками кладём, им ладошки разотрём! Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем!» А теперь возьмем карандаш и листок в клетку, иприступим к выполнению задания. Поставьте карандаш на красную точку. (Направление выбирает воспитатель). Давайте проверим (выставить образец на доску). Какие вы молодцы, получайте еще один элемент.
Воспитатель: Переводим пульт управления на середину левой стороны и попадаем на «Остров конструирования».Ребята, когда ракета отправляется в космос, принято вести обратный отсчет. Давайте с вами подготовим цифры из LEGO- конструктора.
(Упражнение «Построй LЕGO-цифру» дети выполняют задание опираясь на образец). Двое из вас в это время сконструируют ракету по образцу из полученных элементов.
(Звучит благодарность человечка с планеты «LEGO» в записи). Считаем. 10, 9, 8…1, 0 - Пуск. Ракета улетает (звучит звук запуска ракеты).
3. Итог НОД: 4 мин
Воспитатель:
Вот и завершилось наше путешествие. Чтобы мы с вами могли вернуться, нужно пульт управления установить в середине листа.
Давайте вспомним, на каких островах мы побывали?
Что понравилось больше всего в путешествии? Какие задания показались вам трудными? Интересными? Какие захотели бы выполнить ещё раз?
Кто считает, что справился со всеми заданиями - возьмите красного человечка.
У кого были трудности- возьмите синего человечка.
А кому было не интересно – возьмите жёлтого.
Вы отлично справились, молодцы!
Наше занятие окончено. Методы и приё мы:
психо - коррекционная игра;
ИКТ
сюрпризный момент
наводящие вопросы, проблемная ситуация,
беседа, игровой момент,
работа с интерактивной доской, конструирование, решение задач, динамическая пауза, аудиозапись мелодии, работа в тетрадях, использование схем и образцов построек
беседа, наводящие вопросы, самооценка, подведение итогов